Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

четверг, 16 ноября 2023 г.

Штрассер Тод "Волна" (12+)


Аннотация: Тод Штрассер (род.1950) — американский писатель, журналист, автор более 120 произведений для детей и подростков. Всемирная известность пришла к автору после выхода его книги «Волна», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. 
Книга основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Сначала все выглядело как непривычное и увлекательное приключение, игра в дисциплину и коллективизм. Однако спустя всего несколько дней Бен Росс осознаёт, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества.
Жанр: повесть
Читательское назначение: для старшего школьного возраста
Переводчик: Евгения Лавут
Серия: "Встречное движение"
Издательство: "Самокат"
Количество страниц: 192 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"


Непричёсанные мысли:

О книге

Всё начинается с вопросов, которые дети задают учителю истории Бену Россу после просмотра документального фильма о зверстве нацистов в концлагерях. Их так поразило увиденное, что они отказываются верить, что человек может быть настолько жесток. Зато абсолютно искренне верят, что повторится история не может и фашизму на земле больше нет места.
"Что-то не давало покоя Бену Россу. Он не мог в точности объяснить, что именно, но это было связано с вопросами, которые ему задавали ученики после фильма. Он гадал, почему у него не получалось внятно им ответить. Неужели поведение немцев при нацизме и впрямь было необъяснимым?... Пролистав несколько книг, Росс пришёл к выводу, что готового ответа нигде не найдёт. И снова задумался. В чём же причина? Это было нечто, что нельзя описать словами, – и историки с этим смирились? Или это можно было понять, только находясь там? Или, если в точности воссоздать подобную ситуацию?"
Так появилась идея движения "Волна". С девизом: "Сила в дисциплине! Сила в единстве! Сила в действии!". С членским билетом. И с приветственным салютом.

Поначалу изменения радовали. Ученики стали лучше учиться, а школьная команда по футболу обрела командный дух. Иллюзия равенства привлекала тех, кто устал от постоянного соревнования за успех и популярность. И только некоторых детей пугала перспектива превращения всех друзей в соратников по "Волне", когда если ты не с ними, то против них. "Не всё было плохо, иначе все подряд не стали бы в неё вступать. Они просто не понимают, что в ней самое ужасное. Они думают, что "Волна" обеспечивает равенство, но не понимают, что она отнимает право на независимость!"
Ещё дети не понимали, что, по сути, одни лидеры сменились на других. Так вдруг вчерашний аутсайдер Роберт Биллингс (младший брат образцового ученика Джеффа Биллингса) стал старостой, обязанностью которого было докладывать Бену Россу обо всех, кто нарушал правила движения.

Очень быстро движение стало разрастаться и противопоставлять себя тем, кто с его идеологией был не согласен. И это безумие практически вышло из-под контроля.
"Прежде чем все успели осознать, что произошло, Бен снова вышел на середину сцены.
– Да, у вас есть лидер! – выкрикнул он...
– Смотрите! – бросил Бен толпе учеников. – Вот он, ваш вождь!
В зале раздались шёпот и удивлённые возгласы – перед ними во весь экран появилось изображение Адольфа Гитлера. ...
– Вы считали себя особенными, – продолжал Бен, – думали, что вы лучше тех, кого нет сегодня в этом зале. Вы продали свою свободу за то, что вы считали равенством. Но равенство вы обратили в превосходство над теми, кто не вступил в "Волну". Вы ставили мнение коллектива выше собственных убеждений, и неважно, если это кому-то причиняло боль ... О да, из вас вышли бы отличные нацисты! Вы надели бы форму, отдавали салют и позволили бы преследовать и уничтожать ваших друзей и соседей. Вы говорите, что такое не может повториться, – но как близки к этому были вы сами! ... Фашизм – это не то, что когда-то устроили какие-то другие люди. Он здесь, он в каждом из нас".

Мысли о прочитанном

Это далеко не первая книга для подростков и юношества, в которой авторы рассуждают о природе нацизма. Павел Верещагин "Рецепт одной войны", Франк Павлофф "Коричневое утро", Тод Штрассер "Волна". Все эти произведения отвечают на вопрос "Как?". Как даже самая лучшая идея может превратиться в причину ненависти и уничтожения себе подобных. 
Никто из авторов художественных текстов, да и историки тоже, не отвечают на вопрос "Почему?". Почему Homo sapiens, если он и в правду человек разумный, не может обуздать своё стремление к власти над чужими жизнями, не соблюдает единую для всех религий заповедь "не убий" и не стремится жить в мире с себе подобными? И до тех пор, пока человечество не ответит себе на этот вопрос, мир будет охвачен войнами, где один народ уничтожает другой. 

Неоднозначное отношение у меня к учителю истории Бену Россу. "...Бен такой человек – увлекающийся. Ничего не поделаешь. Он не просто увлекался – то, чем он занимался, поглощало его до такой степени, что он забывал о существовании всего остального". Вот и этим экспериментом он тоже увлёкся. 
А имел ли он права так увлекаться идеей, которая напрямую касалась жизни вверенных ему учеников? И что теперь делать Роберту Биллингсу? Что он будет делать со своей жизнью после окончания эксперимента? Сможет ли учитель помочь юноше, которого сначала ломала необходимость соответствовать уровню старшего брата, а теперь он потерял положение, приобретённое в "Волне"? Справится ли Роберт? Это тот случай, когда "ошибки учителей менее заметны, чем ошибки врачей, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого".

И ещё меня покоробила вступительная статья от издателя, где на полном серьёзе сравнивается фашизм и сталинизм. Вы серьёзно сравниваете трагедию советского народа, когда уничтожался собственный народ, с трагедией германского народа, который под предводительством нацистов уничтожал чужие народы?
И этот выпад в сторону школы: "... с авторитарными методами учителей, для которых правильная посадка и тишина в классе может оказаться важнее знания предмета...". Чем же вас так школа обидела, что вы пытаетесь укусить много лет спустя? И всё это в книге, предназначенной для юношества. Не пойму я сегодняшней моды клеймить прошлое своей страны. И это вместо того, чтобы сделать выводы и извлечь уроки.

Книгу, безусловно, нужно читать. И обязательно обсуждать прочитанное.

6 комментариев:

  1. Спасибо, Татьяна Владимировна, за отзыв. Мне важно было Ваше мнение! Книгу пока не читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Книгу читать рекомендую. Тема сложная, но крайне важная в контексте нашей и мировой истории.

      Удалить
  2. Я искала эту книгу, но не смогла найти. В онлайн читать не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я купила книгу ещё в прошлом году и всё никак руки не доходили. Вот благодаря Марафону и прочла.

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, спасибо Вам за отзыв!
    Наши мысли созвучны.
    Конечно, книгу рекомендовала читать своим ученикам. Многие прочитали.
    Корректировать мысли детей после прочитанного или даже ДО необходимо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, мне кажется, что нужны совместные чтения и совместное же обсуждение. Я бы не стала оставлять читателя-подростка с книгой один на один. Тем более, если брать в расчет юношеский максимализм, и стремление делить мир на чёрное и белое. Жизнь всё же несколько сложнее.

      Удалить