Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

вторник, 4 апреля 2023 г.

Меньщикова Татьяна "Мой отец зажигал звёзды" (6+)


Аннотация: "Привет! Тут есть хоть кто-нибудь?" - взгляд Улитки упал на эту надпись, когда он сидел на ступенях подъезда. Сидел, обхватив колени, и чуть не плакал, а тут - такой легкомысленный привет маркером на стене. Единственную школьную подругу он обидел, мама лежит в больнице, дома только отец, с которым раньше Улитка не общался - сколько? одиннадцать лет!.. "Тут есть я! Сойдёт?" - написал мальчишка чуть ниже. Эта сиюминутная реакция, простая слабость характера подтолкнула обычно медлительного и нерешительного - Улитка же! - героя к приключениям, открытиям и новым друзьям. Иногда нужно так мало, чтобы многое изменить: всего лишь ответить на чей-то ни к чему не обязывающий вопрос!
Жанр: повесть
Издательство: "КомпасГид"
Количество страниц: 141 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"


Непричёсанные мысли:

"Каждое утро я даю себе обещание никуда не опаздывать. И ещё ни разу не сдержал. В прошлой школе меня называли Улиткой. В новой тоже называют Улиткой. Как они догадались?"
Главному герою одиннадцать. Полтора года назад они с мамой переехали в другой район города. Теперь у Улитки новая школа, новые одноклассники и... папа.
Где-то в средине повести понимаешь, что Улитка – не только потому что герой медленный.
"Я знал, что это за жизнь.
– Улиточная! Когда сидишь в своей раковине и не высунешься!"
Вот и наш герой "обустроил" свою раковину. У него близкие отношения с мамой, которая разделяет его интерес к нейрохирургии и нейропсихологии, покупает ему книги о работе мозга и согласна сделать ему МРТ. В новой школе у него есть друг – соседка по парте Лина. "Моя подруга Лина говорит, что улитки – клёвые. Правда, она с ума сходит от всяких жуков, поэтому я вот не знаю, стоит ли ей доверять в этом вопросе или нет". Больше близких друзей у Улитки нет. Да ещё с папой сложные отношения. У него не было папы почти десять лет, а потом вдруг появился. Вот когда папа уходит из семьи, то такая история встречается часто, но чтобы вдруг появился... Нашему Улитке сложно принять отца, ему с ним не о чем говорить, они мало знают друг о друге.
Всё меняется, когда мама на неделю легла в больницу и отец с сыном остались вдвоём. Да ещё в школе задали написать сочинение. "Девочкам – на тему "Я горжусь своей мамой", а мальчикам – "Я горжусь своим папой". Улитка в панике. "Что я напишу об отце? Я о нём и не знаю ничего... из такого , что годится для сочинения. Из такого, чем можно гордиться". 
А в подъезде на стене вдруг появляется загадочная надпись: "Привет! Тут есть кто-нибудь?" Я вытащил маркер из ветровки. "Привет! Тут есть я. Сойдёт? Улитка". И жизнь заставит героя выйти за пределы привычной раковины. В его жизни появится Люба (их три сестры, кочующих вместе с цирком: Вера, Надежда, Любовь. Говорящие имена, неправда ли?), ночные крыши и звёздное небо, первое чувство и первое расставание. В классе появятся новые друзья, не бросившие его в сложный период жизни. И отец окажется человеком, который всю жизнь "зажигал звёзды". 
"– Смотри, видишь, все эти фонари горят? Это сделали ученики твоего папы. В окнах свет – это тоже мы, протягиваем линии электропередач и монтируем проводку в квартирах. Станки, генераторы на заводах, даже мобильники не будут работать, если пропадёт электричество. Я тружусь в школах, многие из ребят – в строительстве, на транспорте...
Я смотрел в окно и не мог оторваться. Звёзды на небе мне показала Люба. А сейчас я увидел тысячи звёзд и на земле. Их зажигают ученики моего папы..."
Последним шагом за пределы привычной раковины станет поездка к сводному старшему брату.
"Я постучал в дверь. За ней послышались шорох и торопливые шаги. Интересно, брат сильно выше меня? А голос у него как у отца? А чувство юмора – надеюсь, нет? Зато теперь я точно знал, что ему скажу.
– Привет! Это я, Улитка. Меня, конечно, будут называть по-другому, когда я стану известным нейрохирургом (или нейропсихологом, я ещё не решил). Но ты всегда сможешь сказать: это Юра, он мой младший брат. Хочешь я расскажу тебе про самую странную встречу в своей жизни? Дело было так: я очень опаздывал на урок и перескакивал через несколько ступенек, когда заметил странную запись на стене...". Только в финале мы узнаём, как же зовут нашего Улитку, и это тоже шаг за пределы раковины.

*
С автором я познакомилась на сайте фестиваля короткого рассказа "Кора". Её рассказ "Без фамилии" показался мне несколько шероховатым, как будто черновик не отредактировали. Но какой же занозой в сердце осталась история Артура, что по прошествии двух лет я помню её почти дословно. Поэтому дебютную книгу "Мой отец зажигал звёзды" я купила не раздумывая, как только она попалась мне на глаза в интернет-магазине. К сюжету и характеру героев повести есть вопросы, но история снова оказалась абсолютно "моей". Становление мальчишеского характера, когда ты отличаешься от многих, напомнило мне о книгах Нины Дашевской "Я не тормоз" и "День числа Пи" и повести Гули Риф "Мемуры нашего героя".

*
Позабавило:
"Прозвища учителям и всем в классе (даже себе) раздаёт Гаврош. Даже удивительно, как они приживаются быстро. Всё потому, что у Гавроша талант. Правда, с Румзой как-то несолидно звучит, будто она подружка Муми-тролля, а не пожилая женщина сорока девяти лет!"

А вот это было обидно:
"Может, мне тогда тоже попробовать – на урок раньше приходить? Хотя вдруг я не опоздаю, как назло, – и что мне тогда, лишний урок вокруг школы круги нарезать? Или, ещё хуже, в нашей библиотеке сидеть – всё равно там ничего по моей теме нет, всё только по программе, сплошные муму да каштанки..."

6 комментариев:

  1. Отличная книга, Татьяна Владимировна!

    ОтветитьУдалить
  2. Автора не встречала, но о книге рассказали захватывающе. Представила эту бедную юную душу, которому приходится к столькому привыкать и как-то выжить. А фото справа это автор книги или блога???

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Здравствуйте, Ирина! На фотографии автор книги Татьяна Менщикова.

      Удалить
  3. Надеюсь, у вас все в порядке, Татьяна Владимировна. Лето, отдых, отпуск... Пропали совсем. Будьте здоровы, берегите себя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за заботу, Ирина. Всё в порядке. Май-июнь были очень напряжёнными, ни читать, ни писать не было сил и времени. Тайм-аут взяла от всего, кроме чтения.

      Удалить