Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 27 марта 2023 г.

Смит Бетти "Дерево растёт в Бруклине" (16+)


Аннотация: Фрэнси Нолан видит мир не таким, как другие, – она подмечает хорошее и плохое, знает, что жизнь полна несправедливости, но при этом полна добрых людей. Она каждый день ходит в библиотеку за новой книгой и читает её, сидя на пожарном балконе в тени огромного дерева. И почти все считают её странноватой. 
Семья Фрэнси живет в бедняцком районе Бруклина, и все соседи знают, что без драм у Ноланов не обходится. Отец, Джонни, невероятный красавец, сын ирландских эмигрантов, работает поющим официантом и часто выпивает, поэтому матери, Кэти, приходится работать за двоих, чтобы прокормить семью. Да ещё и сплетни подогревает сестра Кэти, тетушка Сисси, которая выходит замуж быстрее, чем разводится с мужьями. Но при этом дом Ноланов полон любви, и все счастливы, несмотря на трудную жизнь. Каждый из них верит, что завтра будет лучше, но понимает, что сможет выстоять перед любыми нападками судьбы.
Жанр: роман
Переводчик: Ирина Климовицкая
Издательство: "Эксмо"
Количество страниц: 446 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Озон"

Непричёсанные мысли:

Неспешное, очень подробное, тщательно прописанное повествование о жизни семьи бедняцкого района Бруклина. Жизнь их трудна, полна не самых радостных событий. Мама Фрэнси – Кэти, очень много работает, потому что её муж красавец Джонни работу имеет непостоянную, но часто пьёт. Алкоголь и убьёт его однажды.

Мать, тётушки Эви и Сисси, бабушка Ромли очень хотят для Фрэнси и Нили совсем другой жизни. Они видят только один путь выбраться из нищеты: образование. Однажды заведённое правило заканчивать день чтением страницы из Библии и страницы из Шекспира соблюдалось много лет. Может именно поэтому Фрэнси каждый день прочитывала по книге, хорошо училась и была любознательна. Мы почти всю историю видим её глазами. Глазами девочки, которую многие считали странной. Ещё бы, она ведь в детстве разговаривала цитатами из Шекспира. А ещё легко увлекалась новым и необычным, имела богатое воображение, искренне любила и также искренне ненавидела.

Кроме житейских проблем в становлении характера Фрэнси большую роль сыграли окружавшие её люди. Любовь отца и тетушки Сисси давала защиту. Подставленное в разное время плечо семейству Нолан сержантом Макшейном и владельцем бара Макгэррити давало возможность не упасть в нищету окончательно.

Было два человека, чьи поступки причинили боль Фрэнси, но в то же время сделали её сильнее. Во-первых, собственная мама, любившая младшего сына больше, чем дочь. Кэти отдавала себе в этом отчёт, но ничего не предпринимала, чтобы изменить ситуацию. Когда Фрэнси перешла в новую школу, которую выбрала сама, мама не разрешала брать обед с собой в школу. Фрэнси проходила двенадцать кварталов до дома, забирала бутерброд и отправлялась обратно, ведь нужно было уложиться в час времени. Какой смысл был так поступать матери, если ребенок всё равно ел на ходу? "Ей даже в голову не приходило, что Кэти над ней издевается". Зато это было первое, что пришло мне в голову. И этот случай не единственный.

Во-вторых, это учительница мисс Гарндер.

"Последнее сочинение Фрэнси лежало на столе перед мисс Гарндер.
— Что случилось с твоими сочинениями, Фрэнси? – спросила мисс Гарндер.
— Не знаю.
— Ты была у меня одной из лучших учениц. Ты так чудесно писала. Я наслаждалась твоими сочинениями. Но эти последние работы… – она сделала презрительное лицо.
— Орфографию я проверяла по словарю, и за почерком следила, и…
— Я имею в виду содержание.
— Вы же сказали, что мы сами можем выбирать любые темы.
— Но нищета, голод и пьянство отнюдь не те темы, которые надо выбирать. Это безобразно. Мы все знаем, что безобразное существует. Но это не значит, что о нём следует писать.
— О чём же следует писать? – Фрэнси бессознательно повторила выражение учительницы.
— Человек погружается в своё воображение и там обнаруживает прекрасное. Писатель, как и художник, должен всегда стремиться к красоте.
— А что такое красота? – спросила девочка.
— Я не дам лучшего определения, чем Китс. А он сказал: «Красота в правде. Правда в красоте».
Фрэнси собрала всё свое мужество в кулак, даже в два, и ответила:
— В моих историях всё правда.
— Чушь! – взорвалась мисс Гарндер. Затем, смягчив тон, продолжила: – Под правдой мы разумеем совсем другое – например, звёзды, которые всегда сияют на небе, солнце, которое восходит каждое утро, подлинное человеческое благородство, или материнскую любовь, или любовь к отечеству".

Роман «Дерево растет в Бруклине» считается полуавтобиографичным. Не является ли его написание своеобразным отстаиванием собственной точки зрения, которую Бетти Смит не смогла убедительно аргументировать в юности? В любом случае, этот роман остался в истории мировой литературы как роман-взросление, роман-надежда, роман, утверждающий, что остаться человеком порядочным и достойным можно в любых условиях. Для этого нужна лишь сильная воля. "Росток пробивает бетон, когда тянется к солнцу".

11 комментариев:

  1. Уже люблю эту девочку, которая способна вставить в беседу цитату Шекспира! Только что дочитала книгу, где была такая девочка. Без Шекспира, но сбегающая от всего читать. Что может быть более вдохновляющего, чем ребенок с книгой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Человек с книгой, взрослый ли, маленький - для меня это всегда показатель жажды жизни. В нашей повседневной жизни так много стало потребления и жажды удовольствий, и так мало стремления к духовному. Так много жующих, и так мало думающих. И я всегда радуюсь, когда вижу, слышу о том, какие книги читают наши дети. Всё же у мира ещё есть шанс, пока мы читаем.

      Удалить
  2. Конечно, я читала эту книгу. Мне её подарила Ольга Николаевна Голубева.

    ОтветитьУдалить
  3. Эта книга интересна взрослым и полезна юношеству, Татьяна Владимировна! Я ее читала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Эта книга учит стойкости, стремлению к лучшему, любви к близким, уважению к окружающим. В ней много человечности, что так нужно сегодняшнему миру.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Жизнеутверждающая книга, читала её несколько лет назад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Жизнь стоит того, чтобы жить. И жить нужно вопреки всем испытаниям с радостью и надеждой.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Согласна со всеми - книга замечательная, читала её с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Согласна, история замечательная, поучительная и несмотря ни на что оптимистичная.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Я обязательно прочитаю эту книгу, она давно в моих планах. Прочитав ваши мысли, захотелось ускориться) Спасибо за отличный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я тоже долго откладывала прочтение этого романа. И благодарна "Читательскому марафону" за повод взяться за чтение этой книги.

      Удалить