Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

вторник, 28 февраля 2023 г.

Лебедева Виктория "Слушай птиц" (12+)


Аннотация: Отдых в этнографическом музее вместо обещанного Диснейленда – перспектива для одиннадцатилетнего Ярослава так себе. Он ужасно разочарован, что его ждут каникулы в Сибири, в обществе странных родственников, у которых много детей, но мало денег. Что ему там делать-то? Ворон считать, как дядя-орнитолог? Или нянчиться с мелкими двоюродными сёстрами? Он зол на родителей – вот удружили! Ярослав нехотя садится в самолёт, прижимает к себе рюкзак с ценными вещами, чтобы не украли, – и ещё не знает, что всего за месяц ему предстоит научиться классно фотографировать, лепить из глины, влюбиться... и даже предотвратить преступление.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/703572/
Жанр: повесть
Серия: "Лауреаты Международного конкурса им. С. Михалкова"
Издательство: "Детская литература"
Количество страниц: 130 стр.
Вид: электронная
Источник: Российская государственная библиотека для молодёжи. ЛитРес

Непричёсанные мысли:

Лауреат 3-ей премии VI Международного конкурса имени Сергея Михалкова (2018).

Ярославу одиннадцать. За хорошую учёбу родители пообещали ему поездку в Диснейленд. Но случился кризис, и вместо Диснейленда мальчик на летние каникулы летит к родственникам в Восточную Сибирь.

Дядя Миша и тётя Марина, по словам родителей Ярослава, «чудики». Тетя Марина вместо того, чтобы поступить на экономиста выбрала академию искусств, а дядя Миша вообще «прости господи, орнитолог». Уехали «к чёрту на рога» и родили четверо детей. Мама и папа Ярослава их решительно не одобряют.

Из «каменных джунглей» Москвы Ярослав попадает в архитектурно-этнографический музей-заповедник близ озера Байкал. Мальчик, воспитанный обществом потребления, вдруг погружается в жизнь близкую к природе.

Дядя Миша оказывается не только орнитолог, но и преподаватель в университете. А ещё он умеет объяснять сложные вещи, слушать и слышать Ярослава. Папа же, когда у Ярослава что-нибудь не получалось, вечно над ним подсмеивался. Такой «лёгкий домашний троллинг». Тётя Марина работает в музее, проводит экскурсии и мастер-классы по гончарному делу. А мама любит читать воспитательные нотации: «”Бэ”! Бережливость! “Вэ”! Внимательность! “О”! Осторожность!». И не хочешь, а всё равно сравниваешь.

За короткое время, что Ярослав провёл в гостях у родственников, он научился хорошо фотографировать, пытался спасти гнездо с птенцами трясогузки, влюбился в Яну и спас её от педофила. И ещё много чего могло бы произойти, если бы мама, напуганная историей с маньяком, не решила срочно забрать Ярослава домой. И вот тут я расстроилась. Как быстро Москва «выветрит» всё, что успел «впитать» Ярослав в новых для себя условиях? Есть ли шанс, что он не растеряет всё человеческое, дожив до переходного возраста в своей семье, где нет такой атмосферы, как в семье дядя Миши и тёти Марины? Не уверена.

Слишком много тем на такой небольшой текст: семья, первое чувство, воровство, безопасность в мире взрослых, мир потребления, выбор жизненного развития. Всё и сразу. Ещё и финал резкий и оборванный. Не договорили.

Повесть называется «Слушай птиц». Мне казалось, что «погружения» в природу здесь будет много, на контрасте с жизнью в городе. Одной историей с трясогузками всё и закончилось. И даже на Байкал Ярослав так и не попадает.

Книгу советовала бы читать и взрослым, а не только детям. Правильной ли мы дорогой идём, товарищи? Не слишком ли большую власть мы отдали вещам? Не мало ли места в своей жизни мы отвели общению со своими детьми? Что мы для них хотим? Успешного будущего? А быть успешным – это «съесть много бургеров»? Не мы ли виноваты в том, что деньги стали главными не только в нашей жизни, но и в жизни детей?

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Двоякое впечатление сложилось. Хорошо, что темы поднимаются правильные, что есть над чем подумать, что отозвалось сердце мальчика на правильное, настоящее. Но, как и вы и пишете, слишком много тем на одно произведение, чтобы все их показать покрупнее и поподробнее, ну и формат маловат для всего. С другой стороны, книга ведь для подростков, может для затравки и так достаточно. Наверное понемногу лучше чем ничего? Не знаю. А может автор планирует продолжение и развитие? Но книга заинтересовала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! У меня тоже двоякое впечатление от этой книги. Но сейчас многие подростковые писатели пытаются раскрыть сразу много тем в произведении. А в результате всё получается фрагментарным, проходным, до конца не раскрытым. Повесть Виктория Лебедевой как раз из таких произведений.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Я эту книгу не читала, но мне кажется, когда ОБО ВСЁМ, дети не всегда сосредотачиваются ми воспринимают тему. Ходила с внуками в кино, пыталась побеседовать - о чём фильм. Почему-то трудно сформулировать тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне тоже кажется, что когда тем в произведении поднимается одновременно много, то складывается ощущение недосказанности: проблемы не решены, выходы не найдены, выводы не сделаны. Многие сегодняшние и книги, и темы "работают" только на эмоции и чувства, а не на осознание и осмысление. Может именно поэтому Ваши внуки и тему сформулировать не смогли.

      Удалить