Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 5 декабря 2022 г.

Аояма Митико "Вы найдёте это в библиотеке" (16+)


Аннотация: "Вы что-то искали?" - вопрос, который загадочный библиотекарь Саюри Комати задаёт всем, кто приходит к ней за книгами. 
Кроме списка литературы, каждый из пяти посетителей получает возможность изменить свою жизнь к лучшему: начать гордиться своими успехами и заботиться о себе, перестать искать одобрения окружающих, научиться ценить своих близких и доверять миру.
Истории главных героев покажут, что ответы на все вопросы можно найти в библиотеке, а какой бы безвыходной не казалась ситуация, с ней всё ещё можно справиться.
Жанр: роман
Переводчик: Екатерина Рябова
Серия: "Романы МИФ. Прекрасные мгновения жизни"
Издательство: "Манн, Иванов и Фербер"
Количество страниц: 254 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"


Непричёсанные мысли:

"Наверное, это относится к любой книге. 
Сила содержится порой не в самом тексте, 
а в способности человека прочитать послание. 
В этом ценность".

Уютный, по-азиатски философский, чуточку медитативный "японский бестселлер о силе и магии книг". Состоит из пяти глав-историй. Героями историй стали две женщины и три мужчины. Это продавец в магазине женской одежды, бухгалтер в компании по производству мебели, бывший редактор журнала, безработный, пенсионер. Их возраст разнится от 21 года до 65 лет, у них разное социальное и семейное положение. Всех их объединяет лишь одно – у каждого такой момент в жизни, когда необходимо найти свой собственный путь, найти себя в этом мире и в самом себе. Это абсолютно не похоже на поиски себя, как это делается не в азиатской части света. Самые большие труженики, по моему личному наблюдению, живут именно в Азии. Каждый герой ищет себе работу или занятие, чтобы состояться в профессии, быть успешным и полезным, а уже потом как личность со своими потребностями и желаниями.

Всех героев этот путь приводит в библиотеку при «Культурно-общественном центре Хаттори», где они встречают библиотекаря Саюри Комати. Посетители сначала оценивают внешние данные консультанта-библиотекаря, и почти всех их настораживает угрюмый взгляд (знакомая история). Но… "тут библиотекарь спросила:

- Вы что-то искали?
В этот момент мне показалось, что меня со всех сторон обхватило что-то мягкое. У неё был удивительный голос. Хотя в интонации и не улавливалось особой обходительности или радости, тон был низким и ровным, однако, услышав звук её голоса, хотелось довериться этому человеку, ведь в нём чувствовалась глубина".
Этот вопрос в каждом посетителе будит размышления не столько о книгах, сколько о том, что же именно они ищут именно сейчас – в этот момент жизни. Кроме списка литературы по запросу каждый посетитель получает ещё и бонус – войлочную игрушку, сделанную в технике валяния из шерсти. А дальше происходит что-то, что герои расценивают как магическое, позволившее им встать на путь изменения своей жизни.

Для меня, всю жизнь проработавшей в библиотеке, во всём этом нет чего-то магического и таинственного. Для меня это непреложная аксиома: книги меняют жизнь, дают ответы на вопросы, заставляют задуматься и посмотреть на себя со стороны. Нужно только открыть им сердце.

"Комати посмотрела прямо на меня:
- Это не значит, что я что-то особенное знаю или что-то особенное вам даю. Все самостоятельно пытаются найти значение тех бонусов, которые получили от меня. И в книжках то же самое. Вне зависимости от намерений того, кто их написал, люди, прочитавшие их, находят свои собственные смыслы и обретают что-то своё собственное".

Я прониклась книгой не сразу. Не потому что она плоха – это моё сегодняшнее состояние просто. Но вот в пятой главе вдруг я натолкнулась на мысли, что заставили меня остановиться и посмотреть на ситуацию иначе.
«Тиэ, не отрывая глаз от краба, сказала:
- Помнишь, как мы в начальной школе участвовали в соревновании «бег крабов»?
- Бег крабов?
Я удивленно переспросил, а Тиэ ещё раз улыбнулась.
- Не помнишь? В третьем классе. Был спортивный праздник для детей с родителями. Нужно было прижаться друг к другу спиной и бежать боком. Мы, правда, последние пришли к финишу.
- Да, верно, было дело.
- Ты, пап, тогда ещё сказал: ”Двигаться боком, как краб, интересно. Мир кажется шире, когда смотришь на него так. Картинка перед глазами «широкоэкранная»”.
Я пытался припомнить, что говорил такое. Но наверняка у Тиэ память крепче, чем у меня. Она смущенно опустила голову.
- Уже повзрослев, я иногда вспоминаю твои слова. Если смотреть только вперёд, обзор будет уже. Поэтому, когда захожу в тупик или переживаю из-за чего-нибудь, я просто говорю себе, что нужно сменить точку наблюдения, расслабить плечи и походить боком, как краб».

Делая выписки из романа, пробежалась по всем предыдущим четырём главам с чётким осознанием, что буду к ним неоднократно возвращаться в будущем. И ещё мне очень понравилась идея с бонусом, который Саюри Комати дарит каждому, кто обратился за консультацией. "Когда к книжке прилагается бонус, это же приятно".

4 комментария:

  1. Книга из списка о котором мы говорили? Я в процессе чтения рекомендованного. Сейчас это "Библиотека утрат и находок". Поставлю в очередь и эту. Тем более, что впереди новогодние каникулы))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее нет, чем да, Оксана Николаевна. Все читатели приходят в библиотеку по собственному желанию, хотя точно и не знают, что им может пригодиться. В романе есть кое-какие идеи, которые можно использовать, например, мне очень нравится идея с бонусом, или рекламные карточки в книжном магазине, написанные самим продавцом. Сам подход библиотекаря-консультанта, когда она в список для чтения по определенной теме добавляет что-то совершенно неожиданное и даже противоположное ожидаемому, мне тоже кажется интересным.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, идея найти свой путь есть у М. Веллера "Приключения майора Звягина" - просто проглотила. У Олега Роя "Зеленая тетрадь" - отношение неоднозначное. Теперь вот Вы заинтриговали). Очень привлекательная идея для меня - изменение жизни в лучшую сторону.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Сергеевна, где-то в отзывах прочитала, что эта книга очень напоминает "Куриный бульон для души". Может быть. Сама я так и не смогла осилить "бульон", а вот японский роман прочитала с удовольствием. Может всё же магия библиотеки для меня имеет большее значение, чем весь остальной мир.
      Олега Роя читала много, когда он только начал активно издаваться. Его личная боль, выплескиваемая в книгах, меня несколько переполнила. Но вот "Зеленая тетрадь" лежит в закладках, как и некоторые детские книги. Спасибо за рекомендации.

      Удалить