Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 12 декабря 2022 г.

Лазаренская Майя "Когда оттаивают мамонты" (12+)


Аннотация: У семиклассницы Дины есть всё, что нужно для счастья - отличная семья, любящие родители, надёжные подруги. Но всё меняется, когда, разбирая макулатуру во время школьной акции "Час Земли", Дина с подругой Яной находят старый дневник. Решив поиграть в детективов, девочки пытаются вычислить автора дневника. Лучше бы они этого не делали, потому что с этого момента всё в жизни Дины пошло не так...
Жанр: повесть
Серия: "Современная проза"
Издательство: "Аквилегия-М"
Количество страниц: 208 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"

Непричёсанные мысли:

На эту книгу собиралась писать рецензию для XIII Московского конкурса отзывов и рецензий на новые детские книги «Вдумчивый читатель», организованного ЦГДБ им. А.П. Гайдара. Книга прочитана, а конкурсная работа не получилась – мысли красиво не складываются. Ну и пусть. "Не в пирогах счастье".

В книгах Майи Лазаренской мне импонирует сочетание темы взросления и поиска себя с обсуждением трудных тем, касающихся различных аспектов жизни. Такие книги я, будучи подростком, очень любила читать. Они, что называется, про жизнь. Да и меня, уже очень много лет взрослого человека, заставляют остановиться и задуматься.

В этом произведении я выделила бы две темы, тесно переплетающиеся в повествовании, как и в человеческой жизни, собственно.

Первая – это тема семьи, которая в свою очередь делится на две подтемы: семья родная и приёмная и отношения отцов и детей.

"Дина с Яной стояли перед белым листком с чёрными жирными буквами «ЧАС ЗЕМЛИ». Под буквами мелким шрифтом предлагалось всем желающим принести в школу лишнюю макулатуру и крышечки от пластиковых бутылок. Дина про акцию совсем забыла  и, конечно, ничего не принесла.

- Видишь, - Яна ткнула пальцем в объявление. – Наша Лиля сказала, кто не сдал крышечки или бумагу, должен хотя бы помочь взвесить и разобрать то, что принесли другие. Будем эковолонтёрами. Нам достались младшие школьники, они самые активные несуны, макулатуры – целые тонны. Нужно записать, какой класс сколько принёс".

В макулатуре девочки обнаружили чей-то личный дневник. Любопытно было узнать, как жили люди раньше, и отмахнувшись от правил приличия, подруги решили прочитать дневник и попытаться разгадать, кто же был его хозяином.

"Яна надеялась, что где-нибудь мелькнёт полное имя, но везде стояла только одна буква – Э. Зато они узнали, что тетрадочная девчонка волонтёрила в детском доме. И эта тема стала основной в её дневниковой жизни". 

Описание событий в доме малютки задело за живое не только главную героиню – Дину, но и меня. После девятого класса в рамках практики по начальной военной подготовке мы с несколькими одноклассницами оказались в палатах с отказными младенцами. В моей палате их было шесть – пять мальчиков и одна девочка. На руки малышей брать нам не разрешалось, но ведь невозможно было удержаться. Когда маленький Илья уложил голову мне на плечо – пронзило болью. Мне было шестнадцать, а я и сегодня помню тепло маленького тельца и мягкость пушка на голове. Может потому мне понятны чувства владелицы дневника, открывающей для себя мир детдомовских детей с разными, очень часто трагическими историями их такой ещё очень маленькой жизни.

Нашу героиню Дину эти записи тоже очень волновали. Не так как меня, взрослого человека, ведь она всего лишь семиклассница. Для неё нравственные ценности ещё только формируются. Но вот, чего Дина точно не ожидала, так это ощущения дежавю. Ей всё казалось, что одна из малышек из дневника – это она. Эти ощущения рождают сомнения в том, что её семья – родная. Ведь и внешне-то Дина отличается от родителей, и фотографий её до двухлетнего возраста в семье нет. "Таких совпадений не бывает! Ну почему это происходит именно с ней? А если это правда? Если родные родители неизвестно кто, а мама, её мама – просто чужой человек? Медсестра из детдома, которая пожалела брошенного ребёнка?"

Болезненных вопросов всё больше, а ответы так и не находятся. Сразу скажу, что автор гештальт для героини не закрывает. Почему? Может потому, что семья – это нечто большее, чем просто кровное родство. "Теперь, обретя заново семью, она, кажется, поняла, что имел в виду странный тип из метро, когда говорил: держись за своих. Свой – тот, кто найдёт тебя даже в лесу. И никогда не бросит".

Автор нам чётко даёт понять, что не все точки нужно ставить. Выбор нужно сделать в пользу сегодняшнего дня, а прошлое оставить прошлому. Может и так. Как говорят врачи: "вариант нормы".

Сегодняшнее стремление к успешности и успех как мерило любой деятельности, это худшее, что могут требовать от своих детей взрослые. "Отец Яны всегда хотел сына, чтобы тот стал знаменитым рапиристом или саблистом. Он и сам сначала занимался фехтованием, но потом из-за слишком высокого роста перешёл в баскетбол. Теперь Яне предстояло воплощать мечты отца, и она стремилась к этому". Мама же Златы требует от своей дочери безупречной игры на фортепиано во время всех репетиций и вступлений. А чтобы дать правильный настрой перед концертом попросту кричит на неё. И где принятие собственного ребенка, поддержка семьи, безусловная любовь и уважение? Хорошо, что в противовес такому примеру автор рассказывает о семье Клима, где в любви и понимании живут четыре брата и родители, и в которой собираются усыновить девочку, чтобы у мальчишек была ещё и сестра. Да и семья Дины строится на взаимопонимании и любви, и потому преодолевает сложные жизненные препятствия.

Вторая тема, тесно связанная с первой: дружба

Дано: три подруги. "Они вместе с детского сада, живут в одном доме, в одном подъезде. Дина на третьем этаже, Яна на седьмом, а Неля на восьмом. Почти до пятого класса они всегда и везде ходили вместе, но три года назад отца Нелли назначили консулом в Норвегию, и их семья переехала в страну фьордов и троллей". Ещё в условиях задачи найденный в макулатуре дневник и подозрения, что Дина неродной ребёнок в семье. Мамонтёнок, что искал свою маму в детстве. Особые указания: Яна обязана реализовать мечты отца о спортсмене-победителе и Неля, ("на её аватарке болотный дух Никса, чудовище, у которого – над чёрной водой лишь космы и белёсые глаза"), чья мама нелестно отзывается об окружающих, категорична в суждениях, бестактна и большой сноб. Вопрос: смогут ли девчонки сохранить свою дружбу? 

Жизнь заставляет Дину делать очень взрослые выводы, решая эту задачу: "Можно просто общаться, но в душу не пускать, в трудную минуту – не надеяться".

Зато, появляются другие друзья, такие как "безупречные" Клим и Злата, которые подставят плечо, найдут выход, останутся рядом в любой ситуации и окажутся совсем не такими, какими Дина их видит изначально.

Что в книге не понравилось, так это большое количество взрослых, которые вовсе не являются положительными героями. Это мама Златы и отец Яны; преподаватель музыкальной школы Алла Юрьевна Жаркова, из-за которой Дина разлюбила музыку; мама Никсы (Нели). Вообще в подростковых книгах положительных взрослых героев крайне мало. Почему? Да, автор нам приводит примеры семей Клима и Дины, но на контрасте почему-то именно отрицательные черты взрослых выглядят более ярко. Для подростка и так взрослые воспринимаются как люди, которые их не понимают. Стоит ли множить противостояние "отцов и детей"?

6 комментариев:

  1. Я тоже приобрела эту книгу, Татьяна Владимировна, собираюсь почитать.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Владимировна, здравствуйте!
    Читая Ваши "непричёсанные мысли", вздохнула и всплакнула...
    Как много ошибок делают родители, взращивая в детях успешность на самом высоком уровне.

    Спасибо Вам за отзыв!
    Обращу внимание на книгу обязательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Эту книгу я и взрослым прочитать очень советую. Не сломать жизнь детям собственными ожиданиями и нереализованными планами - это важно.

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, разрешите разместить Ваш отзыв на эту книгу в газете "Тульский школьный библиотекарь"?

    ОтветитьУдалить