Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

вторник, 13 сентября 2022 г.

Прилепин Захар "Обитель" (18+)

Аннотация:
Соловки, конец двадцатых годов. Последний акт драмы Серебряного века.
Широкое полотно босховского размаха, с десятками персонажей, с отчётливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего - и целая жизнь, уместившаяся в одну осень.
Величественная природа - и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв.
Трагическая история одной любви - и история всей страны с её болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.
Мощный метафизический текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Это - самый известный роман Захара Прилепина.
Это - "Обитель".
 Жанр: роман
Серия: "Кинобестселлеры"
Издательство: "АСТ"
Количество страниц: 752 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Wildberries"


Непричёсанные мысли:

"Человек тёмен и страшен, 

но мир человечен и тёпел".

К чтению романа я специально готовилась: настраивалась морально и нашла аудиокнигу плюсом к бумажной. Потрясений не ждала. Все свои потрясения я прожила ещё в девяностых, когда стали писать издавать всё без разбору: репрессии и ГУЛАГ, царская каторга, советская тюрьма. Была даже книга о работе расстрельной команды – людей, приводивших в исполнение приговор о высшей мере наказания. Но именно поэтому я понимала, что роман будет эмоционально тяжёлым. Примерно две трети книги я прослушала во время выполнения разной рутинной работы. Иначе могла и не справиться с этим произведением.

Впечатления странные, сумбурные, эмоциональные. И дело даже не в романе, а в тех мыслях, что он рождает. Читая подобное, я себя спрашиваю – а мы точно homo sapiens? Человек в свою бытность разрушает гораздо больше, чем создаёт. Ненависть, злоба, зависть и жажда власти – что же здесь от разумного?

"Здесь власть не советская, а соловецкая"

Власть – это всегда люди. И совершенно неважно: капитализм, социализм, империализм или какой другой –изм – суть человеческая неизменна. А уж рабы, ставшие в одночасье властителями чужих судеб, всегда страшнее ими же свергнутых сатрапов. Именно поэтому я не верю, что от смены людей у власти как-то улучшится жизнь у меня и у моих сограждан. Давно уже не верю. И не люблю, когда современные писатели начинают направо и налево чернить прошлое. Человек, как продукт эволюции, в основе своей никак не поменялся, а потому искать в прошлом только тёмное – как минимум контрпродуктивно.

Где-то с середины романа главный герой меня стал сильно раздражать. Складывалось ощущение, что автор вот только «пристроит» Артёма в чуть более сносное место в лагере, как герой, сделав очевидную глупость, попадает в более тяжёлые условия. Всё никак не могла понять, кто кем управляет: автор героем, или герой автором.

- "Есть такие люди, у которых мысли – желания, а желания – мысли, - сказала Галя. – А у тебя ни желаний, ни мыслей. Твои мысли – твои поступки. Но и поступки твои все случайные. Тебя несёт ветром по дороге. Ты думаешь, он тебя вынесет – но если он тебя вынесет куда-нибудь не туда?

Артём пожал плечами, чуть улыбаясь.
- Твоё понимание живёт отдельно от тебя, - сказала Галя. – Ты никаких усилий не делаешь и обычно не знаешь о том, что понимаешь. Но если тебя спросить – ты начнёшь отвечать, и вдруг окажется, что ты опять всё понимаешь".

И тогда я пошла в сеть искать, что же о своём романе говорит сам Захар Прилепин. В одном из интервью я услышала, что роман-то задуман как авантюрно-приключенческий (о, как!) и потому для того, чтобы показать как можно больше локаций (это дословно!) Соловков, автор буквально перебрасывал своего героя из огня, да в полымя (вот оно что, оказывается!). Именно поэтому наш герой и в бараке, и на баланах в ледяной воде, и в больнице, и в театре, и в монастырских кельях, и на лисьей ферме, и в карцере. И даже «трагическая любовь» (как в аннотации написано) присутствует. Хотя на любовь герои просто не способны по природе своей. Артём откровенно пользуется расположением Галины Кучеренко (вольнонаёмной из Информационно-следовательского отдела), чтобы спастись от смерти, что буквально ходит за ним по пятам. Ну а Галя, что очень по-женски, просто придумала себе отношения, да и Артёма себе придумала тоже.

К концу книги от Артёма Горяинова очень устала, и, похоже не только я, но и автор (спойлер).

Что в романе понравилось, так это язык: образный, красивый, жёсткий. И мысли некоторых героев заставляли останавливаться, перечитывать, осмысливать.

"Русскому человеку себя не жалко: это его главная черта.

В России всё Господне попущение. Ему здесь нечем заняться.
Едва Он, утомлённый и яростный, карающую руку вознеся, обернётся к нам, вдруг сразу видит: а вот мы сами уже, мы сами – рёбра наружу, кишки навыпуск, открытый перелом уральского хребта, голова раздавлена, по тому, что осталось от лица, ползает бесчисленный гнус".

9 комментариев:

  1. Татьяна Владимировна, здравствуйте! Давно я не видела ваших постов. Спасибо, что вы продолжаете участвовать в читательском марафоне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Летом мне читалось, но не писалось. А участие в Читательском марафоне даёт мне чувство общности с любителями чтения из разных уголков географической карты. Вместе интереснее.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Спасибо за интересный отзыв! Можно я возьму его для газеты "ТШБ" в рубрику "Книги с моей полки"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Буду рада, если мой отзыв будет напечатан в газете.

      Удалить
    2. Спасибо. Будет в сентябрьский номере нашей газеты.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Замечательный отзыв: искренний, умный, интересный и яркий. Спасибо, получила большое удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Роман "разбудил" эмоции, чувства и мысли. И вот так мысли облеклись в слова в моём отзыве.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    "Обитель" я прочитала 7 с лишним лет назад (мой отзыв: https://olgagolubeva.blogspot.com/2015/01/blog-post_31.html).
    Помню очень хорошо, что, читая, мёрзла вместе с героем. Как сильно написал З.Прилепин этот роман.
    "Обитель", верю, со временем станет классикой.

    Спасибо большое Вам за отзыв! Очень искренне получилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Для меня этак книга сложна не сюжетом, а моим восприятием. Мы все разные, наши впечатления обо всём в этом мире тоже не совпадают. И это хорошо.
      Язык произведения мне очень понравился: красивый и образный. А так к классике я бы его не отнесла. Время рассудит.

      Удалить