Во-первых, главная героиня - школьный библиотекарь. Немного стереотипов:
невзрачная внешность, из хобби только чтение. Когда бывший муж вдруг изъявил
желание провести время со своими детьми, то Эми ничего лучше не придумала, как поехать
на это время в Нью-Йорк на конференцию библиотекарей. Заодно и академических часов себе заработать
(судя по всему, там тоже есть обязанность у работников образования участвовать
в конференциях, семинарах и обобщать и распространять свой профессиональный
опыт).
А ещё на конференции Эми рассказывает о своём опыте по привлечению
к чтению подростков. Здесь пробудился мой профессиональный интерес.
«Она касается
проблемы, которую я заметила в классе с большим количеством так называемых
неохотно читающих детей. Далеко не каждый ученик – даже если у него всё в порядке
с успеваемостью – рвётся читать. А учителя английского или сотрудники
библиотеки, ответственные за формирование у учеников школы читательских
навыков, чаще всего не имеют личного опыта нежелания читать. … Из-за отсутствия
такого опыта среди нас есть тенденция невольно обесценивать учеников, которые
не набрасываются на все книги, которые им задают в школе».
«Единственный способ мотивировать к чтению разных учеников
одновременно – давать им книги их уровня. Я начала читать книги из новых поступлений.
Большинство из них оказались слишком лёгкими для обучающих целей. … Но при этом
книги могут им понравиться. Они могут их даже увлечь. Разве это не важно?»
Свою концепцию Эми назвала «флекстологией».
«И тогда я составила список тем, которые представляют для
моих учеников наибольший интерес, выделила четыре книги. Одну – сложностью ниже
уровня, требуемого для класса, две – соответствующие уровню и ещё одну – выше уровня.
Если вы захотите последовать моему примеру в своём классе, то эти пропорции
должны отражать распределение ваших учеников. Скажем, если у половины учеников
навыки чтения не соответствуют требуемому для класса уровню, то выбирайте две
книги ниже уровня, а не одну. И то же касается количества более сложных книг –
выбирайте две, если класс способный».
«Итак. У вас есть шестнадцать книг, которые вы загружаете в
электронные читалки каждому ученику, раздаёте их на уроке и задаёте прочесть
первую главу или первые пятнадцать страниц всех книг какой-то одной тематики. И
на этом этапе вы пока блокируете остальной контент, так что даже если они захотят продолжить читать книгу дальше, они не смогут этого сделать, пока вы не
разрешите. Каждый ученик в итоге выбирает наиболее понравившуюся ему книгу и
образует группу с другими учениками, которые тоже выбрали эту книгу, и они
читают её вместе до конца. И таким образом деление на уровни сложности
становится незаметным. Ученики читают, следуя своему интересу и способностям, и
они мотивированы, потому что сами выбрали книгу, а может, даже и тему».
Идею нужно "обмозговать". Этакие совместные чтения по интересам, но из библиотечного списка. Что-то в этом есть.
Поймала себя на мысли, что у нас общие профессиональные проблемы:
недостаточное финансирование и необходимость соблюдать авторское право, а ещё
нежелание подростков читать и снижение читательской грамотности. Автор, похоже,
хорошо знакома с нашей профессией.
Во-вторых, читательский дневник, который Кори, дочь Эми, превратила
в личный. На его страницах она рассказывает о своих мыслях, задаёт вопросы маме, ну и о книгах между делом тоже говорит. Кори из тех подростков, что
не любят читать. Но она профессионально занимается прыжками в воду, разбирается
в моде и стиле, достаточно умна, и отличная сестра для десятилетнего Джо. Кори,
мне оказалась гораздо ближе, понятней, чем Эми Байлер. А литературный приём,
используемый автором, очень оживлял основную историю. «Иногда легче читать
книгу о проблемах других людей, чем думать о своих. Наверное, ты поэтому так
любишь читать всю жизнь, да? С любовью, твоя поздно созревшая читательница,
Кори».
В-третьих, книга издана в серии «Жизнь прекрасна!» и
продвигает она идею с загадочным названием #мамспринга (вероятнее всего переводится
как «мамина весна»). «…я на своём примере покажу тебе, что проживание жизни в
радости – не отпуска, а жизни – ещё одна важная составляющая материнства,
наряду с кормлением детей полезными овощами и лекциями по поводу сутулости».
Мы так часто погружаемся с головой в семью, материнство и работу, что забываем о себе. Забываем о своём физическом и ментальном здоровье, об уходе за своей внешностью и покупкой, только для себя любимой, красивых вещей. Мы забываем о своей радости, а когда делаем себе маленькие послабления, то чувствуем себя виноватыми. «Сколько же времени я втягивала голову?» И пусть я не очень согласна с теми событиями, какими наполнила Эми свой отпуск, но я понимаю, что жизнь одна, а побыть счастливой можно и не успеть.
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
ОтветитьУдалитьВот очень люблю читать Ваши "непричёсанные мысли". Особенно выводы.
Как Вы правы: нужно успеть побыть счастливой в своей единственной жизни.
Спасибо за отзыв!
Несмотря на то, что книга не впечатлила Вас, отзыв получился замечательный.
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьС литературной точки зрения книга, на мой взгляд, слабовата. Но вот идеи вполне себе имеют место быть, поскольку призывают быть счастливой, не отказываясь быть и матерью и профессионалом. Да и профессиональные мысли Эми Байлер созвучны с моими.