Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 19 сентября 2022 г.

Хармс Келли "Полосатая жизнь Эми Байлер" (16+)

Аннотация:
Эми Байлер - библиотекарь и мать-одиночка. В один прекрасный день её бывший муж вернулся в родной город, и с этого момента скучная жизнь женщины изменилась навсегда. Оставив детей с их отцом, Эми отправляется в Нью-Йорк на конференцию библиотекарей. Но вместо посещения скучных лекций она уходит в отрыв вместе со своими подругами, почувствовав себя наконец-то свободной. Эми Байлер не просто меняется сама, она мотивирует других "забить" на проблемы и посвятить время себе, назвав такой отпуск #мамспрингой. На пути чудесной трансформации её ждут новые знакомства и, кто знает, может быть. даже любовь?..
Жанр: роман
Переводчик: Светлана Хатуева
Серия: "Жизнь прекрасна!"
Издательство: "АСТ"
Количество страниц: 384 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"

Непричёсанные мысли:

Сентиментальный роман. Местами занудный, местами скучный, местами откровенно сказочный. Было ощущение, что «внутрь» романа меня так и не пустили. Не сложилось единение с героями и их историей. Почему не бросила?

Во-первых, главная героиня - школьный библиотекарь. Немного стереотипов: невзрачная внешность, из хобби только чтение. Когда бывший муж вдруг изъявил желание провести время со своими детьми, то Эми ничего лучше не придумала, как поехать на это время в Нью-Йорк на конференцию библиотекарей. Заодно и академических часов себе заработать (судя по всему, там тоже есть обязанность у работников образования участвовать в конференциях, семинарах и обобщать и распространять свой профессиональный опыт).

А ещё на конференции Эми рассказывает о своём опыте по привлечению к чтению подростков. Здесь пробудился мой профессиональный интерес.

«Она касается проблемы, которую я заметила в классе с большим количеством так называемых неохотно читающих детей. Далеко не каждый ученик – даже если у него всё в порядке с успеваемостью – рвётся читать. А учителя английского или сотрудники библиотеки, ответственные за формирование у учеников школы читательских навыков, чаще всего не имеют личного опыта нежелания читать. … Из-за отсутствия такого опыта среди нас есть тенденция невольно обесценивать учеников, которые не набрасываются на все книги, которые им задают в школе».

«Единственный способ мотивировать к чтению разных учеников одновременно – давать им книги их уровня. Я начала читать книги из новых поступлений. Большинство из них оказались слишком лёгкими для обучающих целей. … Но при этом книги могут им понравиться. Они могут их даже увлечь. Разве это не важно?»

Свою концепцию Эми назвала «флекстологией».

«И тогда я составила список тем, которые представляют для моих учеников наибольший интерес, выделила четыре книги. Одну – сложностью ниже уровня, требуемого для класса, две – соответствующие уровню и ещё одну – выше уровня. Если вы захотите последовать моему примеру в своём классе, то эти пропорции должны отражать распределение ваших учеников. Скажем, если у половины учеников навыки чтения не соответствуют требуемому для класса уровню, то выбирайте две книги ниже уровня, а не одну. И то же касается количества более сложных книг – выбирайте две, если класс способный».

«Итак. У вас есть шестнадцать книг, которые вы загружаете в электронные читалки каждому ученику, раздаёте их на уроке и задаёте прочесть первую главу или первые пятнадцать страниц всех книг какой-то одной тематики. И на этом этапе вы пока блокируете остальной контент, так что даже если они захотят продолжить читать книгу дальше, они не смогут этого сделать, пока вы не разрешите. Каждый ученик в итоге выбирает наиболее понравившуюся ему книгу и образует группу с другими учениками, которые тоже выбрали эту книгу, и они читают её вместе до конца. И таким образом деление на уровни сложности становится незаметным. Ученики читают, следуя своему интересу и способностям, и они мотивированы, потому что сами выбрали книгу, а может, даже и тему».

Идею нужно "обмозговать". Этакие совместные чтения по интересам, но из библиотечного списка. Что-то в этом есть.

Поймала себя на мысли, что у нас общие профессиональные проблемы: недостаточное финансирование и необходимость соблюдать авторское право, а ещё нежелание подростков читать и снижение читательской грамотности. Автор, похоже, хорошо знакома с нашей профессией.

Во-вторых, читательский дневник, который Кори, дочь Эми, превратила в личный. На его страницах она рассказывает о своих мыслях, задаёт вопросы маме, ну и о книгах между делом тоже говорит. Кори из тех подростков, что не любят читать. Но она профессионально занимается прыжками в воду, разбирается в моде и стиле, достаточно умна, и отличная сестра для десятилетнего Джо. Кори, мне оказалась гораздо ближе, понятней, чем Эми Байлер. А литературный приём, используемый автором, очень оживлял основную историю. «Иногда легче читать книгу о проблемах других людей, чем думать о своих. Наверное, ты поэтому так любишь читать всю жизнь, да? С любовью, твоя поздно созревшая читательница, Кори».

В-третьих, книга издана в серии «Жизнь прекрасна!» и продвигает она идею с загадочным названием #мамспринга (вероятнее всего переводится как «мамина весна»). «…я на своём примере покажу тебе, что проживание жизни в радости – не отпуска, а жизни – ещё одна важная составляющая материнства, наряду с кормлением детей полезными овощами и лекциями по поводу сутулости».

Мы так часто погружаемся с головой в семью, материнство и работу, что забываем о себе. Забываем о своём физическом и ментальном здоровье, об уходе за своей внешностью и покупкой, только для себя любимой, красивых вещей. Мы забываем о своей радости, а когда делаем себе маленькие послабления, то чувствуем себя виноватыми. «Сколько же времени я втягивала голову?» И пусть я не очень согласна с теми событиями, какими наполнила Эми свой отпуск, но я понимаю, что жизнь одна, а побыть счастливой можно и не успеть.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Вот очень люблю читать Ваши "непричёсанные мысли". Особенно выводы.
    Как Вы правы: нужно успеть побыть счастливой в своей единственной жизни.
    Спасибо за отзыв!
    Несмотря на то, что книга не впечатлила Вас, отзыв получился замечательный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      С литературной точки зрения книга, на мой взгляд, слабовата. Но вот идеи вполне себе имеют место быть, поскольку призывают быть счастливой, не отказываясь быть и матерью и профессионалом. Да и профессиональные мысли Эми Байлер созвучны с моими.

      Удалить