Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

воскресенье, 12 июня 2022 г.

Зенькова Анна "Григорий без отчества Бабочкин" (12+)

Аннотация:
Григорий Бабочкин и Герман Сто… нет, Герман Бабочкин и Григорий Столяров. Два совершенно непохожих подростка. Один мечтает стать хоккеистом, идёт к этому семимильными шагами, попутно становясь любимцем всех вокруг. Другой - объект всеобщих насмешек, но при этом как будто… бесстрашный? безрассудный? 
Две противоположности сходятся, открывают друг в друге что-то, чего им самим недостаёт. Кажется, что эта Настоящая Мужская Дружба поможет обоим справиться с чем угодно: с тревогой перед соревнованием; с семейными трудностями и непониманием близких; с травлей и насмешками. Так и есть - но лишь до тех пор, пока в дело не вмешивается первая любовь. Пока незнакомое чувство не запускает часовой механизм - который взорвёт мину замедленного действия в самый неожиданный момент…
Новый роман Анны Зеньковой - удивительной силы текст, раскрывающий личности 14-летних героев во всём противоречии и во всём том общем, что есть у подростков. Построенная в форме двух аудиодневников, которые Григорий и Герман ведут в течение учебного года, книга отзовётся в душе у каждого - подростка или взрослого.
Жанр: роман
Издательство: "КомпасГид"
Количество страниц: 336 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"

Непричёсанные мысли

Это моя вторая прочитанная книга у Анны Зеньковой. Перовой была повесть «С горячим приветом от Фёклы», которая удостоена Крапивинской премии в номинации «Выбор Командора». Мои сложные читательские отношения с этим автором начались со строчки в аннотации к этой повести. Цитирую: "Книга «С горячим приветом от Фёклы» продолжает традиции серьёзной русской литературы для детей: «Ночевала тучка золотая», «Бронзовая птица», «Облачный полк»". А потому книгу начала читать с некоторым предубеждением, спасибо автору аннотации. Повесть сложная, эмоциональная. А как иначе, если речь идёт о ребёнке, брошенном родной матерью, о смерти приёмной матери Фёклы и жизни в детском доме, а ещё приключении в летнем лагере, едва не закончившимся трагедией. Темы сложные, говорить о них с детьми нужно, но всё же с Анатолием Приставкиным я бы творчество автора сравнивать не стала.

Так что новому роману, купленному ещё в прошлом году, пришлось терпеливо ждать на полке, пока я всё же соберусь его прочитать.

Учитель литературы Леокадия Альбертовна (ничего так имечко!) дала своим ученикам задание вести аудиодневники в течение всего учебного года. История года нам буквально рассказана двумя соседями по парте: Германом Бабочкиным и Григорием Столяровым.

Герман Бабочкин. Хоккеист, подающие серьёзные надежды, хорош собой, популярен у сверстников и встречается с самой красивой девочкой класса.

Григорий Столяров. Много читает, нестандартно мыслит. Недотёпа, боится крови, патологически не уверен в себе, а потому теряется и мямлит тогда, когда нужно постоять за себя. Герман даже сначала его зовет Чучелом, а потом Звездочётом.

Дружба между ними невозможна. Вопреки уверениям автора, я так и не поверила до конца в постепенное зарождение дружбы между героями. Не умеют они дружить. Но финал у романа открытый, может эта трагическая история их чему и научит.

Поначалу меня история очень увлекла. Я подумала: «Ну вот!» и поторопилась. Так же, как в дебютной повести, автор начинает навешивать на своих героев трагедии, одну за другой. То есть мало было разрушенной разводом семьи у Германа, непринятием отца и матери Григория своего сына (до пяти лет он жил у бабушки, т.к. младшая его сестра Кристина часто болела; потом его забрали, но он не соответствовал представлениям родителей об идеальном сыне со всеми вытекающими отсюда последствиями). Так нет, автор добавляет сломанную ключицу у Германа, а уж бедный Григорий просто «притягивает» к себе такое количество трагедий, что собственно финал потом уже не удивляет. Не подростковый роман, а бразильский сериал какой-то. И всё взахлёб, в ущерб глубине повествования и даже логике.

Ещё одно «но». ГГ повести «С горячим приветом от Фёклы» вместе с Фёклой смотрел большое количество фильмов, мультфильмов и познавательных передач по телевизору, а потому в его речи постоянные отсылки к тому или иному продукту кинематографа. В этом романе автор позиционирует своих героев читающими подростками, а потому здесь постоянные отсылки к книгам. Но, обратите внимание на список:

Митчелл М. «Унесённые ветром»
Ремарк Э.М. «Три товарища»
Ли Харпер «Убить пересмешника»
Сэлинджер Д. «Над пропастью во ржи»
Голдинг У. Д. «Повелитель мух»
Паланик Чарльз «Колыбельная»
Фицджеральд Ф.С. «Загадочная история Бенджамина  Баттона», «Великий Гэтсби»
Роулинг Дж. «Гарри Поттер»
Харрис Томас серия о доктор Ганнибалле Лекторе
Булгаков М. «Собачье сердце»
Кизи Кен «Пролетая над гнездом кукушки»
Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
Герман Ю. «Дело, которому ты служишь»
Чбоски С. «Хорошо быть тихоней»

А ещё цитаты из стихотворений Маяковского, Мандельштама, Роберта Рождественского, Гумилёва, Киплинга. Устали читать? А они все упоминаются в тексте. Я как Станиславский – не верю. Хотя, если допустить это как приём привлечения к чтению (а чего это такое упоминается?; пойду-ка погуглю), то может и пусть его будет.

И снова к трагедиям. Григорию Столярову очень сочувствуешь. Долго, до самого финала. Отсутствие любви со стороны матери, откровенная ненависть отца, непринятие окружающими, трагедия с Кристиной и чувство вины. Неудивительно, что разрушенная мечта (скорее даже придуманная) о взаимной любви и отобранная победа в конкурсе эссе, становятся спусковым крючком, едва не приведшим к страшной трагедии. Я не знаю, какая именно история о стрельбе в школе стала для автора триггером для написания финала романа, но пока  в подростковых книгах об этом никто не говорил.

Но. Опять «но». Поймала себя на мысли, что в советских подростковых книгах рассказывалось о том, как герой, вопреки трудностям и жизненным перипетиям, а иногда и трагедиям, жил в полную силу, шёл к мечте, строил своё будущее. Сегодняшние же книги часто о том, как ломают человека жизненные обстоятельства. Вот и этот роман о сломанном мальчишке. Финал открытый, стрельбы с убийствами не произошло (спойлер!), но судьбу себе пацан уже подпортил серьёзно. Говорить ли об этом с подростками? Обязательно! И со взрослыми тоже. И слушать и слышать друг друга. Может какой трагедии и избежать получится.

В одной из своих записей в дневнике Гриша говорит: «Просто я заметил, чем больше ужасов происходит в жизни человека, тем сильнее он становится. Как будто все эти ужасы на раны, как пластырь, налипают.
В итоге становится хорошо. Не холодно. И тело, такое крепкое, прямо камень! Не знаю, почему так. Может, пластырь просто на ветру высыхает, а потом твердеет. Поэтому такая реакция». 
Ошибся, Гриша, он не стал сильнее. А у меня в финале было ощущение, что пластырь резко с раны сорвали. А та рана – она в душе была. Больно от чтения, наверное, ещё долго будет.

2 комментария:

  1. Татьяна Владимировна, какие интересные детские книги вы продолжаете читать в этом году!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Владимировна, здравствуйте!
    Эта книга лежит в корзине в "Лабиринте".
    Ну какой же чудесный отзыв Вы написали!
    Безусловно, книгу надо читать. Обязательно буду...
    Важно, что финал открытый. Каждый из нас должен думать дальше.

    ОтветитьУдалить