Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 31 января 2022 г.

Ремез Софья "Тихие игры" (12+)

Аннотация:
 
Миллионы семей под домашним арестом. Запрет на общение с внешним миром, даже с соседями. Прогулки по расписанию. Дежурящие под дверью охранники. Томительное ожидание судебных процессов. Разве можно было поверить в реальность этих событий всего несколько недель назад?
Но так ли прочны эти преграды для тех, кто хочет, несмотря ни на что, жить полной жизнью? Тринадцатилетняя Вера от скуки начинает подслушивать, что происходит за стенкой, - и неожиданно для себя знакомится со своим соседом. И так же неожиданно они становятся друг для друга самыми близкими людьми.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/783722/
Жанр: антиутопия
Серия: "Искажения"
Издательство: "Пять четвертей"
Количество страниц: 128 с.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"

Непричёсанные мысли

Вторя подростковая антиутопия за месяц - это перебор.

Ключи от королевства

Ключи - от королевства!
Есть в королевстве область,
А в области есть город,
А в городе - квартал.
В нём - улица с укромным,
Уютным переулком,
А в переулке - дворик,
И домик - во дворе.
А в доме этом - спальня,
Где у окна - кроватка,
На ней стоит корзинка
С букетом полевым!

Букет - в корзинке старой,
Корзинка - на кроватке,
Кроватка - в тихой спальне
А спальня - в милом доме,
Который во дворе,
В укромном переулке,
Что к улице прижался,
По городу бегущей,
А в город входит область
Большого королевства.
Вот от него ключи!
Ты спрячь их и молчи!

Английское народное стихотворение 
Перевод Анастасии Строкиной

В стране  в основе всего система - штрафы за нарушение правил дорожного движения, налоги, посещение врача (знакомо, не правда ли) и перечисление зарплат. Система даёт сбой и все, кто работал в образовании вдруг получили очень высокую премию. Теперь их всех обвиняют в хищении в особо крупном размере. Обвиняемых вместе с семьями переселяют в место, где их стерегут днём и ночью, позволяя только двухчасовые ежедневные прогулки. Каждую неделю их осматривает врач и проводятся обыски. 
В соседних квартирах оказываются Вера и её бабушка (бабу, как с детства зовёт её Вера) и семья, в которой кроме родителей две дочери - Галя и Полина, и сын Женя, которого все зовут Грин за любовь к морю.
На происходящее мы смотрим через дневниковые записи и общение Грина и Веры и совсем немного Гали.
Оказывается часть стены, отделявшая комнату Грина от комнаты Веры - гипсокартонная. Подростки начинают общаться, а на ежедневных прогулках обмениваются взглядами (общение запрещено). На фоне происходящего абсурда зарождается дружба и симпатия. 
Грин с детства увлекается игрой в шахматы. Ему нравится думать. А потому ему не нравится, что на Главном канале среди сплошных шоу стали попадаться и такие, на которых требуют разобраться с виновниками хищений. Никто не сомневается в их виновности.
"- …А вот про нас теперь, кроме как из телика, и узнать негде. А сами мы права голоса не имеем.
- Но люди ведь разговаривают! Неужели никто не сомневается?
- Слушай, я как раз об этом думал. Кто сомневаться-то будет? Вот смотри, кого закрыли? Учителей. Но ведь это как раз все те, кто сомневается! Ты в лицо своего охранника посмотри как-нибудь! Думаешь, он хоть раз в своей жизни в чём-нибудь сомневался?
- Ты зря так. Это от профессии не зависит!
- Да разве ж у него профессия? На стуле перед дверью с дубиной сидеть! Или эти, бордюрщики! Которые по два раза в год бордюры по всему городу меняют. Ты смотри, они сначала бордюры выкапывают, а потом новый кладут! А этот старый – он даже испачкаться не успевает! Пыль, шум от этой перекладки. И никто из них себя не спрашивает, за каким лешим они этим занимаются.
- Ну им как-то надо зарабатывать!
- Лучше бы они вообще ничего не делали!
- Так нельзя. Все должны работать, это закон.
- Я же не спорю с тобой! Просто хочу сказать: все, кто способен сомневаться, - с нами сидят. Под домашним арестом. А наше слово сейчас – вне закона. Мы никто".

Чем дальше читала, тем сильнее меня охватывал страх. Нет, с героями ничего страшного не происходит. Папа Веры ночью тайно вывозит её из-под домашнего ареста в свой дом у моря. Грина Вера не предупредила о своём побеге.
Семья Грина была на прогулке, когда дом взорвали. Система дала сбой или просто не знали, что делать с таким количеством неугодных людей? Грин бросился спасть Веру и только тогда Галя ему сказала, что видела, как Веру увезли. Я не знаю, как Грин воспринял эту новость, но лично для меня это было сродни предательству. Спасти его она не могла. Вере всего тринадцать. Но не предупредить мальчика, который вытаскивал её из тоски неопределённости, не давал раскисать, так себе человеческая характеристика. Куда же вдруг делась зарождающаяся влюблённость? Хотя возможность вырваться из "клетки" и инстинкт самосохранения у тринадцатилетнего подростка (да и у взрослого человека тоже, я думаю) - может быть сильнее добродетелей, здравого смысла, дружбы и любви.

У книги нет финала. Узники взорванного дома даже не пытались сбежать и что с ними будет неясно. Вера, уехав с отцом, оказывается у моря, где всё поделено на участки частной собственности, каждый огорожен и заперт на ключ. "У нас там, знаешь, тихо". Ага, спрятались по норкам. Надеются, что система их не достанет?
История заканчивается тем, что Вера сидит на пороге дома отца и автор убеждает нас, что она приняла решение. Какое? Один из читателей в отзыве на форуме интернет-магазина писал, что автору надоела история и он её попросту бросил. А разве есть положительный исход? Я вот не вижу. 
Сначала убрали уроки истории в школе. 
"…Когда мама Веры была маленькой, в школах ещё преподавали историю. На таком уроке рассказывали, как раньше жили люди, как было устроено общество, говорили о войнах, даже запоминали даты. К тому времени, как родились Вера и Грин, уроки истории отменили, потому что доказали: вполне достаточно знания о прошлом, которое человек получает из визуальных источников. Бессмысленно учить даты и разбираться в том, что было давно и никогда не повторится. К тому же истории о войне плохо действуют на неокрепшую детскую психику, а попытки вникнуть в судьбы давно умерших людей могут привести к психическим заболеваниям".
Теперь уничтожили учителей. Нет думающих и сомневающихся. И научить мыслить и задавать вопросы теперь некому. Цивилизационный тупик.

Так жутко мне не было даже при чтении ужасов или триллеров. Наше возможное будущее гораздо страшнее, потому что реальнее. Если вы думаете, что с нами такого быть не может, то вы заблуждаетесь. Так что думайте, анализируйте и не смотрите телевизор.

"Тот, кто сегодня читает книги, завтра будет управлять теми, кто их не читает. Если вы хотите, чтобы вами управляли, - не читайте книг". (В сети утверждают, что автор именно этих слов Андрей Кончаловский)

P.S. Обложка у книги, нарисованная Татьяной Петровой, очень красивая. А вот эта иллюстрация на титульном листе - дырка в гипсокартонной стене - и надежда и безнадёга одновременно. У узника замка Иф и то надежды на освобождение было больше.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Прочитала отзыв и в голове, созвучно Вам, возникла мысль, что реальность страшнее любого вымысла. Да и вымысел как-то уж очень похож на реальность. Неужели что-то подобное будет? Невероятно и пугающе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! В нашем маленьком провинциальном городе образование уже давно испытывает кадровый голод. Не хватает учителей начальных классов, катастрофически мало физиков и химиков. Педколлективы стареют, а молодежь в школу практические не приходит. Скоро некому будит учить. Так что и без того страшного, что напридумывал автор, мы можем оказаться в ситуации, когда учительство как класс просто исчезнет, а всему будет учить что-нибудь кибернетическое. У нас тут учитель информатики участвует в конкурсе, в котором нужно показать урок с использованием умной колонки "Маруся". Вот такие "Маруси", "заточенные" под воспроизведение и будут учить. Людьми, которые не умеют думать управлять легче.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, неужели автор книги так представляет наше будущее? Наверное, так и будет. Кто прививку не поставил, того схватят и будут держать взаперти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, всё может быть в обществе, в котором не нужны думающие люди. Автор ведь говорит об уничтожении учительства как класс. Нет учителя. Некому учить думать и размышлять. Есть только психотренеры, которые скорректируют психическое состояние до требуемого власти, а если заподозрят в излишней эмоциональности, то и на таблетки посадят. В книге так, по крайней мере.
      Эта книга не о пандемии, хотя изоляция героев очень напоминает нашу самоизоляцию с уходом в просмотр телевизора и поглощение еды. На самосовершенствование, самоподготовку и самообразование мало кто способен. А зачем изоляция людей, не поставивших прививку, нужна государству? Их же ведь кормить нужно будет, содержать. Вы всерьез думаете, что государство на это деньги будет тратить? Судя по всему у тех, кто управляет нашей цивилизацией в приоритете как раз убыль населения, а не его сохранность.

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, действительно страшно. Именно потому, что слишком много деталей нашей сегодняшней жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Сергеевна, потому я не люблю читать антиутопии. Напугаешься, а делать-то что? Как изменить что-то в своей жизни, чтобы такое будущее не стало настоящим? Вот только и могу, что детям книги предлагать читать, в надежде на то, что они буду развиваться и учиться думать.

      Удалить