Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 17 января 2022 г.

Кнудсен Сверре "Фабрика без сердца" (12+)

Аннотация:
Молодой человек с небесно-голубыми глазами протягивает Марит вафлю в форме сердца. На мгновение встретиться взглядами. Передать записку. Обменяться тайными знаками. Только так и удаётся выразить чувства, когда выделяться из толпы - опасно, уходить с прямого пути - страшно, а оставаться собой решаются лишь те, кому нечего терять. До тех, кто нарушает правила всемогущей фабрики, дотянутся даже за её стенами…
Но Марит это не остановит: она рискнёт головокружительной карьерой и пойдёт на все, чтобы вызволить любимого человека из мрачного подземелья. Только при этом узнает о фабрике гораздо больше, чем хотела бы. Можно ли закрыть глаза на правду и вернуться к прежней жизни, где ни о чём не нужно задумываться? Стоит ли жертвовать своим комфортом и стабильностью ради того, чтобы помочь тысячам незнакомых людей? И где найти силы бороться с несправедливостью, когда твоё сердце разбито?
Жанр: роман; антиутопия; сатира
Переводчик: Шматова Натали
Издательство: "КомпасГид"
Количество страниц: 128 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"


Цитаты и иллюстрации

**
Инспекторы вафельной фабрики были страшно строгими и не терпели ни малейших нарушений дисциплины.


***
И метро, и расположенный рядом с метро парк со всеми деревьями и дрессированными птицами принадлежали «Главвафле». Это значило, что пожилой исполнительнице блюза Стелле разрешалось петь только песни, одобренные всесильной фабрикой.

***
«Нельзя выделяться, – уже в тысячный раз сказала сама себе Марит. – Тогда у меня будет хорошая работа и я смогу помочь своей семье».

***
«Иди только прямой дорогой, – бормотала Марит себе под нос. – Только прямой».

***
«Мысли ясно и чётко», – гласила табличка над рабочим местом фру Гросен. Отдел, которым она руководила, назывался Отделом экономии. И Марит Ос, и другие его сотрудники придумывали, как сэкономить деньги, выпекая ещё более дешёвые вафли.

***
Седьмой этаж ничем не отличался от третьего, только столы были больше, а проход между ними – уже. И на шторах, висевших на окне рядом с рабочим местом фру Гросен, был другой рисунок.
Но было одно отличие. На седьмом этаже сотрудники работали ещё больше, чем на третьем. Те, кто высоко поднялся по карьерной лестнице, боялись понижения, а получить повышение надежды было всё меньше.

***
И Марит, и Бьёрнар зарабатывали теперь немного больше, но Марит обнаружила, что жить в постоянной нехватке времени очень затратно. Ей приходилось постоянно ездить на такси, а продукты заказывать с доставкой на дом, что обходилось дороже. Теперь Марит покупала готовую еду, которую нужно было только разогреть, а она стоила недёшево. Девушке приходилось покупать себе новые платья и новую обувь, потому что на седьмом этаже сотрудницы не ходили на работу несколько дней подряд в одной и той же одежде. Они появлялись в одном наряде не более двух раз в неделю или четырёх раз в месяц. Таковы были правила, и Марит им следовала.


***
– Мыслите конкретно, – обратился к сотрудникам руководитель курса. – И всегда делайте так, как говорит начальство.– А что делать тому, кто сам – руководитель? – осторожно поинтересовалась Марит в субботу, на второй день обучения.
Руководитель курса, про которого Марит не могла понять, мужчина он или женщина, надменно засмеялся:
– Над каждым всегда есть руководитель.

***
Когда мужчина подошёл к ним ближе, Марит увидела, что он одет в красно-коричневую униформу и что сзади к ним приближается ещё один человек, одетый точно так же. Оба издавали гавкающие звуки, как будто разучились разговаривать.

***
– Вы соврали мне про Подземелье, – сказала Марит Ос. Внутри неё бушевало пламя.
– Но в этом нет ничего незаконного! – фыркнул Хансен-Высочансен.
– Ничего незаконного? – повторила Марит слегка дрожащим голосом. – А как насчёт заплесневелого хлеба, опилок и другого мусора, который вы добавляете в вафли? Это законно?
Законно, если это не указано на упаковке.
– Но ведь никто не понимает, что значит GT‐521 и PY‐42!
– Мы не виноваты, что люди так глупы, – улыбнулся Хансен-Высочансен.
– Ха! – усмехнулась Марит Ос. Она ещё не всё сказала. – Вы думаете, полиция считает точно так же?
– Считает. Я это знаю. По вторникам мы вместе с начальником полицейского участка играем в гольф. А по понедельникам – в бридж с судьёй. По субботам мы все собираемся у мэра. – Хансен-Высочансен проверил, в порядке ли его ногти. – И, как вы знаете, завтра на фабрику приедет премьер-министр.
– О вашем обмане напишут в газетах! – с жаром выпалила Марит. – Расскажут по телевизору!
– Газеты и телеканалы принадлежат нам, – улыбнулся Хансен-Высочансен. Семь директоров тоже улыбнулись. – Вы хотите сказать что-то ещё?
– Вы не можете так поступать…
– Можем, – заверил Марит Хансен-Высочансен. – Мы как раз можем поступать так, как хотим.

Непричесанные мысли

Антиутопия. Для среднего и старшего возраста. Звучит как утопия.

«Фабрика «Главвафля» выпекала вафли для всей страны. На ней работало несколько тысяч сотрудников. Это было единственное предприятие, обладавшее правом на изготовление вафель. Их рецепт, известный только генеральному директору Хансену-Высочансену, держался в тайне».
Рецепт – в одних руках. А потому на фабрике тотальный контроль. Иначе власть не удержать и прибылей не видать. Иерархия строгая, подняться наверх - поближе к тринадцатому этажу руководства – мечта практически недостижимая. Но вот оказаться среди тех, кто работает в жутких условиях на минус тринадцатом (глубоко под землёй) – гораздо реальнее. Достаточно пойти против системы. Но находятся герои, что этой системе пытаются противостоять.
Среди них главная героиня книги Марит Ос (никак не могла запомнить такое простое имя). Её дорога за справедливостью отнюдь не была прямой. Марит пыталась бороться в одиночку, забывая, что умение слушать, слышать и задавать вопросы, а ещё умение быть вместе – скорее дадут результат.

Книга рассчитана на подростков. Сюжет немного наивный. Язык произведения простой, местами примитивный. Финал положительный – детская книга же.
«Премьер-министр никак не ожидал, что его визит на фабрику будет иметь такие последствия. Как только о скупердяйстве «Главвафли» – как в отношении сотрудников, так и в отношении вафель – написали в газетах и рассказали по телевидению, люди перестали покупать продукцию фабрики. «Главвафлю» закрыли, а её помещения заняли те, кто производил вафельницы, смеси для выпекания вафель и разное варенье. То же самое стало происходить и на других предприятиях, и вскоре изменилась вся страна».
Только вот тема достаточно сложная, что называется «не для всех». Меня - человека взрослого – зацепила. Мир, в котором сверхприбыль и потребление стали синонимом успешности, лично мне радости не приносит. Фальшивые лекарства, губительный для здоровья состав продуктов, одноразовые вещи – в избытке. Зато мало правды, духовности, любви, наконец. В «счастливый конец», как в романе, давно не верю. Но, может быть, если хотя бы самому нести в мир больше добра, то может и мир станет чуточку лучше?

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Почему всегда антиутопии так безысходны? Счастливый конец? В мире, где чувства запрещены. Тогда откуда появится добро и счастье? Заинтриговали. Если встретится, обязательно прочту! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Почему антиутопии безысходны? Законы жанра, наверное. Если в романе описывается мир в худшем проявлении - есть ли в нём счастье? В этом конкретном романе - есть. Потому что худшее в этом мире ломается и строится то, что его делает лучше. Да еще любовь у главных героев и пять детей в эпилоге.
      Меня книга зацепила ассоциациями с тем миром, в котором мы сейчас живем: много контроля, много лжи, много потребления и мало человечности. Холодно в этом мире.

      Удалить