Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

среда, 12 мая 2021 г.

Вишнякова Наталья "Виолетта Фиолетовна" (12+)

Аннотация:
Восьмиклассник Даня делает по двадцать восемь ошибок в диктанте. Он переставляет местами буквы в словах, пропускает слоги, а некоторые, наоборот, пишет по два раза. С трудом запоминает, как зовут учителей и как они выглядят, теряет сменку, путает рюкзаки и даже иногда падает на ровном месте.
Со стороны кажется, что он просто витает в облаках и не желает быть собранным. Отчасти, конечно, так и есть. Он прекрасно знает, что в жизни существуют гораздо более важные вещи. В конце концов, что эти двадцать восемь несчастных ошибок по сравнению с вечностью? Учителя в ужасе: как он будет сдавать ОГЭ? Остался всего год… Подружить Даню с буквами и словами может только один человек - Виолетта Фиолетовна.
Наталья Вишнякова - журналист и педагог, автор нескольких книг, киносценариев и пьес для детского кукольного театра. Есть все основания полагать, что образ загадочной Виолетты Фиолетовны хотя бы отчасти автобиографичен. Может быть, она не гоняет на мотоцикле (хотя кто знает!), но уж точно знает толк в ожерельях вулканов, гуигнгнмах и не постесняется попросить в столовой порцию сарацинского пшена. Художник Екатерина Колыхалина оценила образность текста и великолепно перевела его на свой любимый язык - визуальный.
Серия: "Само собой"
Издательство: "Пять четвертей"
Количество страниц: 168 с.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Лабиринт"

Непричёсанные мысли

Книга-парадокс. Девятиклассник Даня переводится в новую школу, в которой некоторые предметы осваиваются с помощью индивидуального обучения. Просто потому что у Дани дислексия, а на горизонте ОГЭ и 28 ошибок в итоговом диктанте за 8 класс. А дальше… просто школьная жизнь: уроки русского языка и литературы, немного одноклассники, чуть-чуть потеря сменки и совсем помаленьку всё остальное. Каждый урок у учителя русского языка и литературы Виолетты Фиолетовны – это не только «сражение» с дислексией Дани, но и рассуждения о тайнах русского языка (этимология, состав слова, ассоциации, правила) и о жизни. Сюжета практически нет. Но при этом книга читается легко и история главного героя, его портрет и характер вполне себе представляется. 

Даня. Девятиклассник. Дислексик. А ещё «…лохматое недоразумение. Пришелец». Пишет роман про инопланетян.  Портрет в одном абзаце: «А в школу  выбрался уже на следующее утро. Во-первых, сдать учебники (половину забыл дома). И, самое главное, поискать давно потерянные кроссовки (четыре пары, мама пообещала без них не пустить на порог). Естественно, я оставил дома проездной. Чтобы не тратить время на возвращение, пошёл пешком (а чего тут идти, тут всего-то две остановки на метро), заблудился (кто б сомневался) и опоздал в результате часа на три».
И вишенка на торте: «Я никогда не запоминаю имён и отчеств. Не говоря уже про фамилии. Но это ещё не самое страшное. Мой мозг не в состоянии зафиксировать, кто как выглядит. Русичку я однажды перепутал с физичкой. Огрёб с двух сторон».
Может потому и имена учителей в книге вот такие: Артур Ламбрекенович, Ольга Гладиолусовна, Андрей Аборигенович (учитель ИКТ), Анна Тургеневна (классный руководитель).
Учительница русского языка и литературы - Виолетта Фиолетовна. Вот сижу и думаю: и какое отчество у неё на самом деле? Интрига!

«Индивидуальное обучение – это не так уж и страшно. По крайней мере, совершенно не обязательно знакомиться с одноклассниками, с кем-то дружить, а от кого-то шарахаться. Индивидуальное обучение – это тишина и покой, забота и внимание. С другой стороны, абсолютно не за кого спрятаться, если что. Весь на виду, весь как на ладони. Не сделал ты домашнее задание, не причесался, опоздал на урок или попросту хочешь немедленно поспать – будь уверен, тебя заметят и отреагируют».  Индивидуальное обучение предполагает такое же индивидуальное (индивидуализированное!) общение. Самое «вкусное» в книге – это диалоги учителя и ученика.
Например, такой:
"- Кстати. Про зло.
- Ну, давай, говори.
- Вот эта литература. Как она мне в жизни пригодится?
- Не сомневайся, - исподлобья посмотрев на меня, сказала ВФ, - пригодится.
- Хорошо, допустим, - не сдавался я. – Но как? Как именно?
- Однажды наступит день, - голосом сказочницы начала ВФ, - когда ты проснешься и поймешь: пригодилась.
- Да ну вас, - огорчился я. – Никогда ничего толком не объясняете.
- Прекрасно! – возмутилась ВФ. – Да я только этим и занимаюсь. Безостановочно.
- Я имею в виду про жизнь.
- Совсем хорошо, - кивнула ВФ. – Ещё не хватает, чтобы я тебе объясняла что-то про жизнь. Ну объясню я тебе – своими словами, опираясь на свои представления. И что? Ты начнёшь думать так же?
- Нет.
- Ну, - удовлетворенно сказала ВФ, - и чего тогда воздух сотрясать?
- Но вы можете ответить?
- Ответить я могу. Объясню тебе всё про жизнь. Ты что, хочешь прожить мою жизнь?
- Нет! – быстро ответил я.
- Но ты так-то не ужасайся, - чуть приобиделась ВФ. – Не так явно, во всяком случае. Тут, понимаешь, такая штука: сам живешь – сам объясняешь. Причем самому себе. Согласен?
- Согласен.
- Вопрос снят? Претензия аннулируется?
- Да, - смирился я и глубоко вздохнул.
Вот ведь утомительная женщина!"
Или вот ещё:
"- Кстати, давно спросить хотел.
- Да?
- Вы проверили моё изложение?
- Да.
- И как?
- Бодрит."

Не удержалась и смеялась в голос над отрывком из романа Дани про инопланетян: “Инопланетянская кухня не давала ни одной подсказки. Эта кухня – ЕГЭ в чистом виде: «Проходите, садитесь, заполняйте, пишите, уходите. Мы вам не рады, но мы вам и не не рады. Нам всё равно».” Я работаю организатором на экзаменах много лет. Это просто шедевральное описание процедуры экзамена.

Так о чём книга? Об одном годе из жизни отдельно взятого школьника. О том, что «если долго мучиться – что-нибудь получится», в смысле ОГЭ на тройку может сдать даже дислексик. О том, что мы все разные: способности, наклонности, особенности, и в этом есть определенная жизненная закономерность. Об отношениях ученика и учителя, не только как «участников образовательных отношений», но и как людей, которым интересно друг с другом.  Повторюсь. Книга-парадокс. Сюжета почти нет, а история есть. Интересная, местами забавная история, собственно как сама жизнь.

Ещё:

Комментариев нет:

Отправить комментарий