Жанр: роман
Издательство: "Манн, Иванов и Фербер (МИФ)"
Количество страниц: 340 с.
Вид: электронная
Источник: мобильное приложение "Библиотека"
Книги издательства «МИФ
(Манн, Иванов и Фербер)» мне всегда интересны. У этого издательства своё
видение литературы, которую они хотят издавать. Переводная литература «МИФ»
всегда многослойна, философична, неоднозначна, заставляет думать и размышлять.
Даже детская. Так в свое время я приобрела книгу Аннетте Херцог «А кота
спросить забыли?». При возрастной маркировке 6+ эта книга не так проста, как
кажется на первый взгляд. И даже на второй. Если кота зовут Аристотель – то это
определяет и его характер, и мысли, и его жизнь... Вот и роман Моники Вуд «Один
на миллион» очень даже не прост. Это книга о дружбе, о старении и внезапной
детской смерти. И о смысле жизни. И да – всё это «в одном флаконе».
«Человеку нужен человек»
Эта фраза не уходила из моих мыслей в процесс всего чтения.
Человеку нужен человек, что примет его всего с мыслями, чувствами,
недостатками. Тот, кто не будет переделывать, но вдохновит на изменения в
жизни. Ну и полюбит, если очень повезет.
Встречаются два одиночества. Одиннадцатилетний мальчик и Уна
Виткус – женщина, которой, на минуточку, сто четыре. Для мальчика эта старушка
вре́менное шефство от отряда
скаутов. Для женщины этот ребенок станет
«человеком с размахом». «А есть другие люди – они врываются в твою жизнь, как к
себе домой, и всё в ней переворачивают. Эти люди с размахом».
«…мальчик признался, что обожает рекорды», особенно те, что
попадают в Книгу рекордов Гиннесса. «Он тоже коллекционирует – понемногу,
признался мальчик. Чтобы коллекционировать по-настоящему, требуются деньги и
возможности, которых, разумеется, нет у обычного пятиклассника». Сам он не
может похвастаться никакими талантами, но вот долгожительница Уна вполне может
стать рекордсменкой. Всего-то и нужно, что стать первой «среди долгожителей» или «среди долгожителей
с водительскими правами». И мальчик всерьёз
берется за дело. Он составляет для Уны зарядку, проводит тренировки на знание
правил дорожного движения и вождение машины, готовит документы для подачи
заявки в комиссию, регистрирующую рекорды. А еще он записывает историю жизни
мисс Виткус, задавая ей вопросы и фиксируя ответы на диктофон. И дружит с ней,
заполняя ее и свои дыры в душах. И это, пожалуй, самое главное.
Основные события – это следующие три месяца, после мерти
мальчика. Это изменения в жизни его матери, отца и Уны Виткус, что
спровоцированы его внезапным уходом. Он стал катализатором в их жизни. Скорее
даже не он, а его смерть. И мне как-то обидно, что жизни ему отмерено было
всего одиннадцать. Смерть ребенка – это противоестественно, вам не кажется?
Что раздражало в романе?
Главный герой так и остался просто Мальчиком. Да-да, автор
не дал ему имя. Один на миллион, что умирает от синдрома Романо-Уорда.
Что пишет о нем автор:
"Ему было 11, хотя по виду он мог сойти и за восьмилетку.
Поверх скаутской формы – нелепая непромокаемая кожаная куртка, из которой
торчала голая шея, худенькая и неестественно белая".
"Он выглядел беззащитным и ранимым".
"Произношение у него было прекрасное, только порой он делал
маленькие, едва заметные паузы в неподходящих местах, как иностранец или
человек, которому не хватил воздуха".
"Работником он оказался хорошим: исполнительный, старательный
и довольно тщательный".
"...этот мальчик принес с собой ощущение второго детства:
ей казалось, она говорит с ребенком, которого могла знать, когда ей самой было
одиннадцать".
"Было в нем что-то странноватое, отчего он казался пришельцем
из других времен, из иных миров".
Портрет ребенка, его характер, его поступки есть, а имени – нет.
После внезапной смерти мальчика у его родителей и Уны Виткус
исподволь меняется жизнь. Куин Портер, отец мальчика и талантливый гитарист,
понимает, что в его музыкальной карьере он достиг потолка, решает стать
шеф-директором группы «Тропы воскрешения», где в последнее время он играл на
гитаре. Белль, мать мальчика, вышла замуж за человека, что подходил ей, ее
характеру и представлениям о жизни, и давно любил ее. Уна, может в память о
мальчике, а может и, найдя в этом какой-то смысл жизни, начинает ставить рекорды,
что попадают в Книгу рекордов Гинесса. И, по моим ощущениям, как-то это
несправедливо по отношению к такой короткой жизни ребенка. Отец его не понимал
(а полюбил и вообще только после смерти), а мать, не вникая особо в его
состояние, пичкала антидепрессантами, что могли стать причиной ухудшения его
здоровья. И только Уна слушала и слышала его. Они стали друзьями и вдохновляли
другу друга на жизнь. Жизнь у героев романа продолжается, и только Мальчику в
ней места не оказалось.
Очень раздражает мать мальчика - Белль. Да, ничего страшнее
смерти своего ребенка для женщины быть не может. Ее боль и отчаяние очень понятны.
Но Белль перестаешь сочувствовать, как только понимаешь, что на бывшего мужа она
пытается повесить гигантское чувство вины. Куин – музыкант. Они женились
дважды, снова расходились и с сыном он почти не общался. А когда пытался
общаться, то понимал, что уж очень они разные. Ну не было у них точек
соприкосновения от слова совсем. О том, что он не готов к детям, Куин
предупреждал жену сразу. О том, что музыка в его жизни – главное, тоже. Но она
все время пыталась его переделать под свои представления о том, что считала правильным,
что естественно, привело к разрыву. После смерти мальчика Куин берет на себя
его обязательства по отношению к Уне, и так же как сын, подружится с нею. А вот
мать очень быстро вдруг выходит замуж за командира скатов мистера Ледбеттера и продолжает
жить. Она помогает Уне, найдя документы, доказывающие ее возраст, чтобы можно
было засвидетельствовать рекорды. Этого хотел мальчик. Белль принимает участие
в жизни Уны, но мне кажется, все же только Куин по-настоящему подружился со
старушкой. Да и изменился больше всех тоже именно он.
Семья Уны бежит из Литвы в США от оккупации русских, когда ей только исполнилось 4 года («Она находилась под управлением России»). И всю эту жизнь в ней живет вбитая родителями ненависть к русским. Я пыталась найти в истории, от чего именно бежала с родных земель литовская семья, но не нашла. Уна Виткус родилась 20 февраля 1900 года. Что же такого было в истории Литвы в 1904 году?
Первый опыт любви у Уны – русский парень Виктор, что соблазнил и бросил малолетнюю героиню. В первый раз Уна стала матерью в 14 лет, оставила ребенка своей бездетной учительнице Мод-Люси Стоукс и практически до самой глубокой старости не встречалась с ним.
Наконец, когда на дом Уны нападают американские подростки-наркоманы в попытке ограбить, то она снова сравнивает их с русскими. "Можно подумать, на меня напали русские". Странная мода во всем искать «русский след».
Самая маленькая птица. Пчелиная колибри. 2,24 дюйма и 0,056 унции.
Самая быстрая птица на земном шаре. Страус. 45 миль в час.
Птица, которая летает выше всех. Белоголовый сип. 37 000 футов.
Самая разговорчивая птица. Кличка Пруди. Африканский серый попугай (жако). 800 слов.
Уна Виткус всё же попадает в Книгу рекордов Гиннесса, как и мечтал мальчик. И все же, сдается мне «не в пирогах счастье», как говаривал Малыш Карлсону. «Человеку нужен человек». И жизнь Мальчика – вопреки его любви к рекордам – тому подтверждение.
Татьяна Владимировна, приветствую! Подписалась на ещё один Ваш блог, я и не знала о нём.
ОтветитьУдалитьСпасибо за знакомство с автором и книгой - не читала. Удивили рекорды, знаю не все. Русофобские книги тоже напрягают...
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Роман Моники Вуд заставляет задуматься о жизни. Она слишком коротка и нужно тратить ее на любовь к миру, людям и к жизни. Каждый день может оказаться последним.
Удалить