Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

четверг, 18 марта 2021 г.

Лавряшина Юлия "Девочки мои" (16+)

Аннотация:
 
Три непростых женских судьбы связало в один узел искусство. Ангелина - талантливая актриса, променявшая жизнь на сцене на благополучный уют и тиранию нелюбимого мужа. Сима - режиссер, она сумела создать театр, но не может справиться с собственными детьми, ради которых готова пожертвовать всем, даже любовью. Наташа - только-только получившая свою первую роль романтичная чистая девочка, еще ничего не знающая о предательстве. Три женщины, три пути, и на каждом свои испытания. Предательство и ревность, ложь и кровь разъединяют и вновь соединяют эти судьбы.
Жанр: роман
Серия: "За чужими окнами"
Издательство: "Эксмо"
Количество страниц: 280 с.
Вид: электронная
Источник: куплена в интернет-магазине "ЛитРес"

Непричесанные мысли

Книга прочитана в рамках читательского марафона «Отличная книга». Эта книга лежала в закладках и была в очереди на прочтение, поскольку автор книги родилась и выросла в Кузбассе, закончила один со мной институт, приобрела профессию библиотекаря, и даже работала по профессии. Детские книги Юлии Лавряшиной регулярно мной читаются, а вот взрослая проза всё как-то откладывалась.

В центре книги судьбы девочек от 14 до 42 лет.

Девочки

Наташа Лукьянцева. 14 лет. С семьёй переехала из Москвы. Папа педиатр.

У Наташи есть единственный друг - виртуальный друг Барон, в которого девочка почти влюблена. «Не её первую застиг врасплох этот холод подросткового одиночества, все проходили этим же путём, но каждого ощущение изолированности застигало врасплох, сколько бы о нём ни писали и ни говорили. «Меня никто не понимает!» Для ребенка это становится неподдельной трагедией, ведь он даже не подозревает того, что ему предстоит вырасти с этим убеждением и пронести его до смерти.»

В театр Наташа попадает случайно. Сима встретила её на улице и что-то такое в ней увидела, что позволило предложить главную роль в пьесе Потапова «Что такое палисадник?». Роль она сначала теряет из-за возвратившейся вдруг в театр Ангелины, но потом снова получает её, уже из-за несчастного случая с всё той же Ангелиной.

Линия Наташи в книге вызывает вопросы и недоумение, ведь она практически брошена без логического завершения. Барон пишет Наташе, что уезжает на какое-то время и не сможет с ней переписываться. Со временем Наташа перестаёт его ждать и пишет ему прощальное письмо. Всё это совпадает с приездом в Березняки драматурга Льва Потапова, что даже наводит на мысль, что этот и есть Барон. Но нет. Барон просто исчез из книги. Сыгранная ею роль Гели становится единственной ролью Наташи. Сначала родители против её нового увлечения из-за ухудшившейся учёбы, потом театр закрывается в связи с рождением Симой, режиссёром театра, ребёнка. Наташа спасает Ангелину, избитую Вахтангом. А потом своим звонком сообщает Ангелине о смерти бабушки. И всё. Как будто этой героини вообще в книге не было.

Ангелина Полтавцева. 18 лет. Выросла в религиозной семье с фанатичной верующей бабушкой. Бежала из семьи, попав в руки местного торговца Вахтанга. Сима про неё говорит: «Рано продалась, зато за хорошие деньги». А я скажу: из огня, да в полымя. «К нему Ангелина сбежала сразу после выпускного бала, не распалённая желанием, а измотанная ненавистью, на которой зиждилась их семья». Девочка с детства была виновата лишь в том, что была зачата в Великий пост, да родилась красивой. Ей так пытались внушить мысли о её греховности, что она подсознательно выбрала то, в чём её так усиленно обвиняли. Красота, актёрский талант, молодость, женская неустроенность – и вот уже Сима считает её шлюхой (–Не обычной, – возразила Сима всерьёз. – Талантливой. Что вовсе не редкость в артистической среде…).

Собственно в книге она единственная из «девочек», что не знала любви от слова «совсем».

Сима Лобанова. 42 года. Режиссёр молодёжного театра «Версия». Разведена. Мама двух дочерей, проживающих с отцом в США. Стремление к собственному театральному успеху привело к разрыву с семьёй. В результате провинциальный театр и ненавидящие её дочери по ту сторону океана.

Наиболее отталкивающий для меня персонаж. «…женщина с прической из вороньих перьев, с маленькой татуировкой на левом предплечье…». В татуировке сплетены первые буквы имён дочерей. Потом к ним добавляется первая буква имени сына. Похоже, только татуировка и напоминает ей о том, что она мама двух девочек. Собственная реализация – это то, что движет героиней. Холодна, ревнива, раздражительна. Не выбирает слов и выражений, легко «бьёт» словами, если распалена. Сначала притягивает к себе Наташу, Ангелину, Потапова, а потом легко от них отказывается. И если Ангелина не была никем любима, то Сима, на мой взгляд, не умеет любить. Может рождение сына Ильи её несколько изменило, ведь кинулась же она спасать Ангелину, едва не погибшую от рук Вахтанга второй раз.

Лиза. Дочь Симы. 14 лет. «Яблочко от яблоньки». Сима, сделавшая выбор между работой и семьёй, не в пользу последней, озлобила дочерей. Они её не простили. Но если старшая, Рита, просто отказалась с ней общаться, то Лиза пошла дальше – решила отомстить матери. Она приехала в Россию, и когда Сима поверила, что девочка вернулась домой – бросила её. Дети и подростки вообще очень жестоки в силу возраста и ощущения бесконечности жизни. Но эта девочка, как и мать, просто не умеет любить. Она уверена, что заставляет людей быть вместе: «Дети. Деньги. Секс». Будет ли она когда-нибудь думать по-другому? Хотелось бы надеяться.

О чём книга? 

Об одиночестве. «Одиночество одинокой одиночки. Вакуум». И вакуум этот создан не столько жизненными событиями героинь, сколько их собственными поступками и чертами характера. Ещё о вечном стремлении женском к любви. И вроде поиск этой самой любви не ставится во главу угла жизни каждой героини, но как составляющая часть основного инстинкта является некоей движущей силой их поступков. И о поиске счастья в любви и в жизни. А ещё о предательстве. Предательстве самого себя, как человека, и других, как следствие собственного же выбора не в свою пользу. О зависти и ревности, сжигающей душу, и не оставляющей место ни любви, ни счастью. Отчего все поиски героинь заводят их жизни в тупик? Характер? Судьба? А может ориентиры выбранные не те их «личными компасами»?

Для одной книги, как по мне,  слишком много трагедий. Пьеса «Что такое палисадник?» написана тридцатисемилетним драматургом Львом Алексеевичем Потаповым в попытке выплеснуть на бумагу память о собственной трагедии: его сестру много лет насиловал собственный отец, что привело к самоубийству девочки. Сбегая от религиозной фанатички-бабушки, Ангелина попадает в лапы к «мандариновому магнату» Вахтангу, что едва не стоит ей жизни. Сима, выбрав театр, остаётся без семьи, а дочь, выждав несколько лет, жестоко мстит ей. Ребенок, рожденный Симой от Потапова в попытке спасти себя от внутреннего вакуума – родился с родовой травмой и не может ходить. Страшно, холодно, одиноко всем героям.

Сложилось впечатление, что автор не любит своих героинь. Тёмного в их душах гораздо больше, чем светлого. Модная сегодня «Я-концепция» призывает к развитию личности, но эгоистичное «Я» напрочь стирает в нас женщин. На смену женственности, материнству приходит стремление к успеху. А природа мстит нам вакуумом в душе и жизни.

Книга читалась на сопротивлении, с уговорами и установкой количества прочитываемых страниц. Жанр психологическая проза подразумевает размышления над сюжетом и портретами героев, а мне хотелось поскорее закрыть последнюю страницу.

Ещё:
 

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Нашла, где Ваш отзыв. Спасибо, очень подробно и интересно. Этого автора что-то читала, и в проекте "Книга месяца" о её книге "Страшная тайна Гарри" интересно рассказала Клементьева Н.Б. https://serdzerasum.blogspot.com/2020/03/blog-post_10.html#comment-form
    А что касается женщин... Ну, вот стремятся девочки к Любви... А почему не у всех это получается? Или это тоже такой особый дар, который не каждому даётся...
    Татьяна Владимировна! Если бы Вы в этом блоге поставили гаджет "Постоянные читатели" я бы подписалась, а то даже не знала, что у Вас есть такой ресурс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте! Стремление девочек к Любви - это согласно нашей женской природе. В этом гармония и развитие мира. То ли в силу возраста, то ли еще по каким причинам, но мне этой гармонии в жизни стало очень не хватать. Мы много думаем и делаем не того, что согласно нашей природе. Оттого и жизнь наша потеряла некоторые очень нужные ей краски.
      Гаджет "Постоянные читатели" стоит вверху блога под его названием. Ольга Николаевна на него уже подписана.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, здравствуйте!
    Спасибо Вам огромное за то, что продолжаете вместе с нами не только читать, но и писАть отзывы. Они у Вас получаются очень интересными.
    "Книга читалась на сопротивлении", - пишете Вы. Спасибо за искренность! Она нужна. Ведь хочется прочитать не только хвалебные отзывы, но и такие, как Ваш. Честно. Хотелось закрыть последнюю страницу?
    Я вот и подумаю: читать ли что-нибудь у Ю.Лавряшиной. Хотя ведь сюжет-то вроде ничего )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Пишу о книгах, потому что мне нужна такая работа по анализу произведений. Это нужно мне как библиотекарю. Это нужно мне как читателю.
      Советовать ту или иную книгу к прочтению не берусь. У каждого свой читательский и жизненный опыт. У всех свой вкус и предпочтения. Если мне не понравилось - это совсем не значит, что другому не понравится тоже. У Лавряшиной очень симпатичные детские книги. Хотя, на мой взгляд, в них слишком много событий для одной истории.

      Удалить