Серия: "Эксклюзивная классика"
Издательство: АСТ
Тем больше нравятся собаки.
Они честней, они добрей,
По пустякам не лезут в драки.
Чем больше
узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они как друг с тобой везде
Пойдут, не пятясь, точно раки.
Разборчивые
их глаза
Не побегут за первым встречным,
И даже если "против" - "за",
И понимают всё, конечно.
Чем больше
узнаю людей,
Тем больше нежности к собакам
Различных видов и мастей,
Безхвостым, стриженным, лохматым,
Что платят
за добро добром
И в дружбу верят бесконечно,
Не треплют длинным языком
И понимают всё, конечно.
Мне
невдомёк, в конце концов,
За что в ругательной атаке
Друг другу тычем мы в лицо,
Мол, дескать, злые, как собаки.
Нам до таких
ещё расти,
Чтоб вровень стать с их благородством,
А им вовек не доползти
До человеческого скотства.
источник стихотворения
Роман Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» прочла благодаря своему ученику. Он спросил у меня, что я о нём думаю, а я… не читала. Но если честно, если бы эта книга и не появилась в моей жизни, то я бы и не пожалела, что прошла мимо неё. Так плохо мне было только поле прочтения «Цветов для Элджернона» Дэниела Киза.
Человек-зверь Алекс, утверждающий своё право сильного через насилие, попадает в тюрьму. Там после определённых мытарств ему предлагают лечение и свободу. Лечение предполагает насильственное внедрение психологических блоков против насилия (клин клином?!). Практически психически больного его выпускают на волю. А там, родителям он не нужен (они уже сдали его комнату), бывшие друзья-подельники теперь полицейские (о как!), а ушлые недореволюционеры-оппозиционеры используют его как символ произвола в борьбе с правительственным произволом. Освободивших от результата психологического эксперимента в тюрьме, Алекс снова сколачивает банду, но смыла в насилии он больше не видит. Но и в жизни тоже.
Получается, что если у человека есть выбор, то он выберет насилие, но если у него этот выбор отнять, то останется ли он человеком? «И так по кругу до самого конца света - по кругу, по кругу, по кругу, будто какой-то огромный великан, какой-нибудь бог или господь все крутит и крутит в огромных своих ручищах вонючий грязный апельсин».
Есть ли свет в конце тоннеля?
Где-то в череде чужих отзывов прочитала, что эта книга о поиске юности и об её ошибках. Как-то противится моя душа назвать убийство (и не одно!) – ошибкой молодости. А нельзя выбор в пользу светлого и созидающего сделать? Homo sapiens - он вроде бы человек разумный.
Смешение слов английских (скорее даже жаргонных, набранных латиницей) и русских поначалу очень мешало читать. Потом привыкла, понимала их также быстро, как и русские. Это штрих и к характеру героя, и к его возрасту, и к поведению. Часть его портрета. Хотя больше всего меня в нем поражало соседство жажды насилия и любви к лучшим произведениям классической музыки (его любимое произведение – Девятая симфония Бетховена). Для меня это собственно ещё одно доказательство того, что высокое в нас воспитывает высокое только в том случае, если мы делаем выбор в пользу это высокого. Ползать всегда легче, чем летать.
Этот роман-антиутопию автор написал после того как узнал, что смертельно болен. "Эта черная книга - труд пропитанный болью", - говорил автор в своем интервью. Чего-чего, а боли в книге просто через край.
Книга произвела впечатление очень сильное! Думать, прежде чем делать. Контролировать свои слова и поступки. И тянуться к небу, добру и свету.
Перечитывать, без надобности, не буду никогда. Смотреть фильм тоже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий