Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

четверг, 9 февраля 2023 г.

Водолазкин Евгений "Лавр" (18+)


Аннотация: Герой романа "Лавр" - средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает  решение пройти земной путь  вместо неё. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь земной оболочки?
Жанр: роман
Серия: Новая русская классика
Издательство: "АСТ" : Редакция Елены Шубиной
Количество страниц: 441 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине Wildberies

Непричёсанные мысли:

Роман "Лавр" удостоен премии "Большая книга" и "Ясная поляна".

Куплена книга была давно, ждала, когда я созрею до чтения.

На обложке написано: неисторический роман. Этот слоган, по словам автора, они придумали вместе с редактором Еленой Шубиной. Я приняла этот слоган за аксиому. И хотя время действия и обозначено как Средневековье, я воспринимала это как некую условность. Может потому, что сам автор вдруг заявляет: "Я скажу странную вещь. Мне всё больше кажется, что времени нет. Всё на свете существует вневременно..." Если времени нет, то и видения из будущего, и пресловутые пластиковые бутылки, оттаивавшие в весеннем лесу, что так "напрягают" поголовно всех читателей романа – всё возможно и ничего странным не кажется.

История жизни главного героя рассказана смесью языка древнерусского и современного. Такое чтение, когда один стиль перетекает в нечто совершенно противоположное, требует сосредоточенности и полного погружения. И как ни странно, к этому быстро привыкаешь. Как и привыкаешь к тому, что в книге нет привычно оформленных диалогов. 
Временами текст погружает в состояние медитации, из которой автор  вырывает  тебя резким переходом, таким как "Твою дивизию, в сердцах воскликнул юродивый Форма". Ты вздрагиваешь – и не знаешь, как на это реагировать. Как и на единственное матерное слово, появившиеся вдруг в речи разбойника.

В аннотации написано: "жизнь превращается в житие". Когда-то я читала житие Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрёны Московской. Этот жанр мне известен, опыт подобного чтения у меня есть. 
Роман "Лавр" – это житие лекаря. "В разное время у него было четыре имени". 
Роман поделён на четыре книги: книга познания, книга отречения, книга пути, книга покоя. Четыре периода жития от рождения Арсения до юродивого Устина, монаха Амвросия и схимника Лавра. Путь, в котором главного героя ведут искренняя вера и отчаянная надежда спасти душу умершей Устиньи и мертворожденного сына. 
Для меня чтение жития – это созерцание, сострадание и урок. Потрясает сила души героя. Она мечется, ошибается, ищет путь и сомневается, но продолжает любить и верить, и быть способной на прощение и сочувствие. Вечная любовь существует. По крайней мере, в это верит автор.

Я так и не смогла принять это произведение как художественный роман. Я читала произведение с позиции "неисторический роман" и житие, иначе не получалось.
Не могу сказать понравилась ли мне книга, или нет. Впечатления сложны и неоднозначны настолько, что в слова плохо облачаются. Некоторые читатели отзываются о книге Водолазкина как о лучшем, что они читали в своей жизни. Я так сказать не могу, но и о потраченном времени точно не жалею.

P.S.
"Я не говорю, что странствия бесполезны: в них есть свой смысл. Не уподобляйся лишь любимому Александру, имевшему путь, но не имевшему цели. И не увлекайся горизонтальными движением паче меры.
А чем увлекаться, спросил Арсений.
Движением вертикальным, ответил старец и показал вверх".

8 комментариев:

  1. Эту книгу я читале несколько лет назад и даже писала отзыв. Мне она понравилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я вот только дозрела до чтения романа.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, "Лавр" читала, сразу же, когда книга вошла в шорт-лист "Большая книга". Вот и я тоже до сих пор не могу сказать, понравилась книга или нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А может в том и дело, Елена Сергеевна, что романы Водолазкина не должны нравиться или не нравиться? Этот автор определенно большое событие в русской литературе, а "Лавр" побуждает думать и чувствовать. А про художественные достоинства и недостатки пусть литературные критики рассуждают. А мы – читатели, будем читать.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! А я у Водолазкина читала только "Брисбен". Книга мне очень понравилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Я купила и "Брисбен" и "Авиатора", и читать их буду, но точно не сейчас. Быстро переключиться с "Лавра" на другое такое же сложное чтение у меня не получится. Мысли должны уложиться.

      Удалить
  4. О Водолазкине знаю, как о раскрученном отечественном авторе, не читала. Как вам показался язык, Татьяна Владимировна? На взгляд искушенного читателя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Искушенный читатель? Это вряд ли, Ирина Александровна. Читаю я всякое и разное и в силу профессии, и в силу собственного любопытства. С интеллектуальной литературой у меня сложные отношения, но всегда интересно попробовать что-то новое.
      Язык романа – этакая смесь древнеславянского и современного – очень быстро стал привычным и легко читаемым. Литературный приём, позволяющий подтвердить теорию автора о том, что времени нет и "всё на свете существует вневременно". Другого смысла в этом я не увидела.

      Удалить