Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 14 февраля 2022 г.

Иванов Алексей "Пищеблок" (16+)

Аннотация: "Жаркое лето 1980 года. Столицу сотрясает Олимпиада, а в небольшом пионерском лагере на берегу Волги всё тихо и спокойно. Пионеры маршируют на линейках, играют в футбол и по ночам рассказывают страшные истории; молодые вожатые влюбляются друг в друга; речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, и у пищеблока вертятся деревенские собаки. Но жизнь пионерлагеря, на первый взгляд безмятежная, имеет свою тайную и тёмную сторону. Среди пионеров прячутся вампиры. Их воля и определяет то, что происходит у всех на виду.
"Пищеблок" - простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Есть дети как дети - с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью. Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное. А есть вампиры, которым надо жить среди людей, но по своим вампирским правилам. Как вампирская мистика внедряется в мёртвые советские ритуалы и переделывает живое и естественное детское поведение? Как любовь и дружба противостоят выморочным законам идеологии и вампиризма? Словом, чей горн трубит для горниста и под чей барабан шагает барабанщик?" Алексей Иванов

Жанр: роман
Серия: "Новый Алексей Иванов"
Издательство: "АСТ"
Количество страниц: 413 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Wildberries"

Непричёсанные мысли

И нет нам покоя! Гори, но живи!
Погоня, погоня в горячей крови!
Р. Рождественский, «Погоня». 1966 г.

Книгу, кажется, прочитали уже все, кроме меня. У меня с современными «модными» авторами плохо отношения складываются. Я не люблю хайпа и конъюнктуры. Я не люблю претензий на глубокомысленную философию. Всего этого стало слишком много в литературе. И даже не знаю где больше – в русской или зарубежной. Но, похоже, я созрела, чтобы прочитать роман «Пищеблок», да и отзывы коллег по Читательскому марафону убедили.

Итак, олимпийское лето 80-го. Второй сезон в загородном пионерском лагере «Буревестник» где-то на Волге под Куйбышевым. Речёвки и девизы, футбол и кружки, красные галстуки и «свечки» по вечерам. И только двенадцатилетний Валерка начинает замечать странности, что творятся в лагере в тёмное время суток. Вампиры! Вот уж чего советский ребёнок совсем не ожидал встретить в обычном пионерском лагере. Противостояние «тёмной» силы и маленького коллектива из Валерки и вожатого Игоря – это, что мы наблюдаем на протяжении всего романа.

Мистика, приключения, борьба добра со злом. А я – расстроилась.
Летом 80-го мне было 10 лет. Олимпиада была моим первым сознательным большим спортивным праздником. Следила за выступлением гимнастов, запоминала фамилии олимпийских чемпионов, смотрела, как улетает олимпийский Мишка и плакала вместе со всеми.
А вот загородного пионерского лагеря в моей жизни не было совсем. Был пришкольный (сначала октябрёнком, а потом в качестве вожатого), трудовой и летняя физматшкола. Может именно поэтому большая часть всяческой символики и атрибутики прошла мимо меня. Зато мне хорошо известно, что такое «секретики», страшилки и тетрадки с анкетами. Одним словом, ностальгия по детству накрыла с головой.
Моё дворовое сообщество чаще всего было смешанным, а потому пацанячий сленг, что использует автор, мне знаком мало, и честно говоря, на первых страницах очень цеплял. Потом втянулась, перестала замечать, и страницы полетели так, что только успевай за происходящим. 
История интересная, с привкусом мистики и разочарования в идеалах. Но вот со словами автора, что «"Пищеблок" - простая и весёлая история» - не соглашусь. «…о сложных и серьёзных вещах» – это да.
«Дело было в том, что мир, такой привычный, понятный и родной, оказался ненастоящим. Не пионерлагерь, а пищеблок. Не мораль, а маскировка. Не символы государства, а магические обереги. Не история, а ложь». Ну и что во всём этом весёлого?

Книга мне понравилась и можно считать, что с творчеством Алексея Иванова я смогла подружиться. Что меня расстроило во всей этой истории?
Первое – это финал. Возложить такую ношу на маленького Валерку! «Король умер. Да здравствует король!». Не знаю как другие, а я в оптимистичный исход  не верю. Если верить расчётам вожатого Горь-Саныча, то времени до первой луны у Валерки немного. Да и про 90-е и 2000-е я ещё помню. И может из Валерки получиться стратилат еще сильнее, чем Серп Иваныч.
И второе. «Менялись не только сами вампиры, но и те, которые были укушены, однако вампирами не стали. … Валерка вспомнил незаметное происшествие в столовке: Славик хотел вслед за пацанами потравить бабу Нюру и бросить ложку в бачок с объедками, а Лёва запретил, и Славик не бросил ложку в бачок. И ещё Валерка вспомнил, как Маринка Лебедева приказала Стяжкиной подобрать мусор, и Маша подобрала с асфальта сухую веточку. И ведь таких мелочей было много!.. Да что там мелочи!.. В сознании Валерки мелочи начали складываться друг с другом в большие картины… Пацы не хотели играть в футбол – и вдруг заиграли, как на Олимпиаде! Художники из рисовального кружка хотели рисовать всяких кошек и бабочек – и вдруг нарисовали буржуинов с бомбами!.. Они все делали то, чего не хотели! И делали по приказу вампира!
- Кто не стал вампиром, тот служит вампиру! – прошептал Валерка
».
И ещё. «Укушенный не просто служит вампиру. Он ему подчинён. Порабощён. Ведь не зря же по отношению к Саше у Игоря тогда вырвалось это определение – «раб»!»
Времена изменились, а человечество – нет. Другие символы, новые идеалы – а мы всё так же «укушены».

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Нет, я не читала эту книгу. У Иванова читала только про географа, который пропил глобус. Спасибо за интересный отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Вот про географа, который пропил глобус, я ещё не читала. Может и вовсе не соберусь - начиталась отзывов и уже не знаю, нужно ли мне это. "Пищеблок" прочла. Не пожалела. Но советовать никому не берусь: уж очень много в ней "спецэффектов".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Я тоже еще не читала эту книгу! Мое детство, юность и молодые годы прошли в загородных лагерях. Сначала мама работала директор лагеря, а я соответственно была с ней, а потом и сама работала заместителем директора по воспитательной работе, закончила эту деятельность в 2009 году. Тема книги мне очень близка, но вот все никак не куплю, почему то боюсь разочароваться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Мне иногда кажется, что я катастрофически не успеваю за всеми новыми именами и книгами. Читающие блогеры так много об этой книге говорили, что мне уже стало просто любопытно, что же там такого, что вокруг так много ажиотажа. Книга на смешении жанров, моды на вампиров и опять же моды критиковать всё советское. Я к такому чтению долго не была готова. Советовать никому не берусь. Мы все разные. Эту книгу очень многие ругают и такое же количество народа её обожает. Выбор за Вами.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Не всё в творчестве Иванова мне нравится. С удовольствием прочитала обе толстые книги "Тобола", "Сердце Пармы", но "Географа" и "Пищеблок" я не приняла. Понимаю, что в "Пищеблоке" он пытался серьёзную политику и историю смешать с мистикой... Я была в пионерских лагерях, несколько раз, даже мои дети ещё успели там побывать. Кроме воспоминания об интересном детстве, они ничего не вызывают. Мы же были детьми. И "сленга" такого я там не слышала. Может, мне повезло... Простите, но не восприняла эту книгу, никак, я разочарована.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Каждый имеет право читать ту литературу, что ему нравится. У всех свой собственный читательский и человеческий опыт. Книги Иванова многим не нравятся. И Вы, Людмила Федоровна, имеете полное право принимать эту книгу или нет.
      Я из тех, кто с новыми писателями знакомится со скрипом и многое в их творчестве не принимает. Других произведений у писателя ещё не читала и фильмов/сериалов не смотрела. Но с чего-то нужно начинать освоение современной русской литературы с претензией на место в истории.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Я читала и "Пищеблок", и " Географа", и первую книгу "Тобола".
    Вот про географа - не моя книга. "Тобол" - крупное историческое полотно, и я, не любитель исторических романов, прочитала роман с огромным удовольствием, хотя было тяжело вначале.
    А "Пищеблок" понравился. Я побывала в своём пионерском детстве, да и просто отдохнула, читая о борьбе с вампирами.
    Вам спасибо за отзыв!
    Вы напомнили о хорошей книге. Мне напомнили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Мне этот роман тоже показался интересным, хотя и спорным. Остального у Иванова не читала. Вот в магазине "Fix Price" купила "Тобол". Так что продолжу знакомство с автором.

      Удалить