Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 1 ноября 2021 г.

Коршунов Михаил "Сентябрь + сентябрь" (6+)

Аннотация:
 "Дорогие ребята, я сделался первоклассником в московской школе № 91, чтобы написать эту книгу; вместе с моими маленькими друзьями учился читать по новому экспериментальному букварю, занимался графикой, ритмикой, математикой (я не оговорился, именно математикой). Современные первоклассники — мыслящие люди. 
Я был озабочен их заботами, веселился их весёлостью, задумывался их задумчивостью.
Эта книга не только моя, но и моих маленьких друзей, с которыми я провёл за партой целый год. Мы все вместе её авторы".  Михаил Коршунов
Жанр: повесть
Издевательство: "Детская литература"
Количество страниц: 192 стр.
Вид: электронная
Источник: во все электронных библиотеках интернета

Непричёсанные мысли

Эту книгу читали участники читательского марафона «Отличная книга». Решила её прочесть и я. Повесть Михаила Коршунова «Сентябрь + сентябрь» рассказывает о первом годе школьной жизни Коли Мухина.

«Первыш», как зовут Колю в классе, самый маленький первоклассник. Для того чтобы причесаться перед школьным зеркалом Коле нужно не один раз подпрыгнуть. Зато Коля «человек мыслящий», ведь он не только букварь изучает, но и учится математике и графике. А еще у него очень много мальчишеских дел: строительство планетоходов, игра в хоккей, испытания пластика на прочность. Так и школьный год пролетел. А летом первые в жизни Коли каникулы, да ещё и в лагере, да ещё и в Крыму, да ещё и на море.

С первых страниц погрузилась в детство. И не только Колино. Вспомнились свои школьные годы, свои вожатые, своя «Родная речь». Каким интересным казался мир, как много нового познавали каждый день. Любопытный факт: моя первая учительница тоже ставила тетрадки у доски, но чаще с лучшими работами, с отличным почерком и пятёрками. Такая своеобразная мотивация на успех.

«Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Хорошая детская книга всегда интересна и взрослому. А книга Коршунова хорошая. Маленький Коля растёт как человек, и мы, читатели, растём вместе с ним. Мы учимся думать, изобретать, мыслить и чувствовать. Мы учимся дружить даже с девчонками, которых Коля в начале повествования не любил и не понимал, и вообще хотел только колотить. Мы учимся тому, что такое рыцарство и дружеская поддержка. Нет, современные детские книги тоже учат добру и справедливости. Но очень редкая книга обходится без прямого морализаторства, а здесь автор через поступки героя рассказывает о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Будут ли современные дети читать эту книгу? Вряд ли. Я значительно моложе Коли. В первый класс я пошла в 1977 году. У нас уже не было перьевых ручек, все писали шариковыми. Я про перьевые ручки только слышала из рассказов взрослых. А всего-то 10 лет прошло. В шестидесятые, откуда родом книга, первый полёт человека в космос стал флагманом научно-технического прогресса. Школа, в которую я позднее пришла учиться, была средней трудовой политехнической общеобразовательной. Корреспондент газеты «Кузбасс» Татьяна Шатская писала в своей статье: «В школе хороший электротехнический кабинет. Каких только приборов и самых неожиданных сооружений не встретишь здесь! Автоматически опускаются тёмные шторы на окнах, вращается спутник вокруг глобуса земли, вспыхивают сигналы светофора от прикосновения к рельсам обыкновенного ключа. И к каждому, буквально каждому закону электротехники здесь встретишь удивительные по простоте и изобретательности приборы. Их делали старшеклассники под руководством своего учителя Николая Васильевича Костина». Ученики проходили производственную практику на заводах. Собственно о таком времени в истории нашей страны и идёт речь в повести. К моему подростковому периоду этот бум уже прошёл, хотя в старших классах нас учили азам профессий и у меня есть корочки о начальном педагогическом образовании.

Читая сегодня книжку я, имея жизненный опыт и знания истории страны и истории школы, всё равно чувствую, что мне не всё близко и понятно. Даже пришлось лезть в словарь, чтобы узнать, что за штаны такие «тирольки». Ну не было у нас такого слова! Сегодняшним детям история Коли будет совсем чужая. А жаль. С позиции человеческого взросления повесть уж больно хороша.

6 комментариев:

  1. Как здорово, что появляются такие интересные книги для детей!!! Только, Татьяна Владимировна, вам, наверное, не нравится издательство "Детская литература". Интересно, почему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, это очень старая книга. таких сейчас очень мало пишут, к сожалению. А почему вы решили, что издательство "Детская литература" мне не нравится? Я люблю интересные книги, а в каком издательстве они изданы для меня значение не имеет. Хотя есть издательства, чей выбор текстов для издания мне нравится больше. Но и у издательства "Детская литература" я недавно покупала электронную версию математического квеста "Миллион за теорему". Теперь даю ее детям почитать. И им и мне эта книга нравится.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Как хорошо вы описали книгу фразой "с позиции человеческого взросления повесть уж больно хороша". Очень точно! Уж так правильно и хорошо рос Коля, что вот так бы и у всех: не идеально, с правильными ошибками и сомнениями, с поправимыми ошибками, с преодолениями себя, с нормальными детскими трудностями и радостями, что эх! Так бы и всем и всегда))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Владимировна, здравствуйте! Я всегда обеими руками "за" такие книги, как у Коршунова. Должны быть примеры в литературе, как взрослеть маленькому человеку. Тому как не надо - учит жизнь, люди, что встречаются на пути, события и обстоятельства. Увы, идеально, это только в мечтах тех, кто с детьми работает.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Не перестаю восхищаться Вашими отзывами. Вы каждую книгу пропускаете через свой жизненный опыт. Вот и здесь: вспомнили кое-что и из биографии )) Спасибо, что делитесь личным.
    То, что "повесть уж больно хороша", ощущаешь в каждом слове отзыва. Вы с такой симпатией пишете о книге, что просто нельзя не захотеть взять её для чтения.
    Спасибо Вам огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Каждая книга - это тоже часть моего личного опыта. Учимся у героев, у писателя как строить свою жизнь. Ищем отражение наших мыслей и чувств. Новые слова вот тоже учим, тирольки, например. Так границы нашего мира и раздвигаются.

      Удалить