Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Джонс Диана Уинн "Ходячий замок" (12+)

Аннотация:
Книги английской писательницы Дианы У. Джонс настолько ярки, что так и просятся на экран. По её бестселлеру "Ходячий замок" знаменитый мультипликатор Хаяо Миядзаки ("Унесенные призраками"), обладатель "Золотого льва" - высшей награды Венецианского фестиваля, снял анимационный фильм, побивший в Японии рекорды кассовых сборов. 
…Софи живет в сказочной стране, где ведьмы и русалки, семимильные сапоги и говорящие собаки - обычное дело. Поэтому, когда на неё обрушивается ужасное проклятие коварной Болотной Ведьмы, Софи ничего не остаётся, как обратиться за помощью к таинственному чародею Хоулу, обитающему в ходячем замке. Однако, чтобы освободиться от чар, Софи предстоит разгадать немало загадок и прожить в замке у Хоула гораздо дольше, чем она рассчитывала. А для этого нужно подружиться с огненным демоном, поймать падучую звезду, подслушать пение русалок, отыскать мандрагору и многое, многое другое.
Жанр: роман
Переводчик: Бродоцкая Анастасия
Серия: "Миры Дианы Уинн Джонс"
Издательство: "Азбука"
Количество страниц: 446 стр.
Вид: бумажная
Источник: куплена в интернет-магазине "Читай-город"

Непричёсанные мысли

Купившись на завлекательную аннотацию («Английская писательница Джонс по праву считается последней великой сказочницей»), приобрела роман «Ходячий замок». Лежал бы он и дальше непрочитанный, если бы не тема Читательского марафона» - «Дом, милый дом….».

Софи – старшая из трёх сестер. В детстве они с сестрой Летти потеряли мать. Отец женился на младшей продавщице лавки дамских шляпок, коей был владелец. У девочек появилась ещё одна сестра – Марта. После смерти отца сёстрам пришлось разъехаться по разным местам, чтобы стать ученицами (подмастерьями). И только Софи осталась в лавке. Она старшая и продолжательница дела отца, она трудолюбива и старательна, она обладает вкусом и лёгкой рукой в оформлении шляпок. Но встреча с Болотной Ведьмой и наложенное заклятие вынуждает Софи уйти из дома в поисках способов избавления от чар. Так она оказывается в Ходячем замке Хоула, волшебника, о котором ходила дурная слава пожирателя девичьих сердец.

Читается книга легко - это, наверное, заслуга переводчика. История занятная примерно до середины. А потом – всё. Сюжета практически нет, много суеты, мало вразумительных героев, ещё меньше вразумительных событий. Дочитывала я роман так, как говорит моя коллега-филолог: «Чтобы быть в курсе».

Возрастное ограничение у романа – 12+. Такое впечатление, что автор девичий романтический роман втиснула в рамки сказки. Получилось то, что получилось - и не сказка, и не любовный роман. «Неведома зверушка». Может это меня аннотация с толку сбила? Ведь обещан был особый сказочный мир. Ну и где обещанное?

Только сам Ходячий замок является особым миром. Он сложно устроен. Он делает волшебными героев, живущих в замке и то, что в нём происходит. Замок всё время передвигается – «ходит». Это заслуга не столько волшебника Хоула, сколько огненного демона Кальцифера. Только к концу романа узнаёшь, что эти двое связаны воедино, и жизнь одного зависит от жизни другого. Софи всё время ворчит и раздражается (хотя, может именно так автор показывает то, как Софи из «серой мышки» превращается в уверенную в себе девушку?). И всё время либо убирается, либо чинит одежду Хоула. Хоул то впадает в тоску и уныние, то активно борется с Болотной Ведьмой. Только вот бои либо не показаны в книге (Хоул куда-то ушёл. Хоул вернулся домой), либо настолько сумбурно описаны, что сложно их представить воочию.

Одним словом, я решила, что для этой сказки я уже слишком взрослая и не чувствую её совсем. А может всё дело в том, что книга вышла в свет в 1986 году. Собственно для того времени она скорее всего была ого-го какая сказка. Сейчас и время изменилось, и удивить нас сложно. Но вот японский мультипликатор Хаяо Миядзаки, обладатель «Золотого льва», что-то же в ней увидел и снял анимационный полнометражный фильм. И я пошла смотреть.

Почти два часа погружения в историю и истинного удовольствия. И это при том, что длинных мультфильмов я вообще не люблю. 

Миядзаки – гений! Изменённый сюжет, внятные герои. А уж какой красоты и достоверности мир он создал! Замок передвигается на ножках, напоминающих куриные - вдохновением послужили русские сказки. Часть фильма посвящена не просто борьбе со злом. Зло воплощено в образ войны, войны не только беспощадной, но и бессмысленной. Миядзаки убежденный пацифист, а во время создания мультфильма шла война в Ираке. Своё отношение к происходящему он отразил в событиях мультфильма. И любовь в мультфильме есть – к старикам и детям, к юноше и девушке. И развивается она логично, и веришь происходящему. Одним словом, Миядзаки с книжкой меня примирил. Да и девчонкам от двенадцати, я думаю, она всё же интересна будет.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Спасибо за отзыв. Про книгу всё поняла, буду в курсе. А вот мультфильм посмотрю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Книга девочкам понравится. Это мне было скучно. Возраст, наверное. Коллега-филолог говорит, что читая детскую литературу я себя обкрадываю. Но это часть профессии - читать детскую и подростковую литературу. Дети спрашивают совета и мнения. Так что читаем - чтобы "быть в курсе".

      Удалить
    2. Ох, как не согласна я с коллегой!
      Что значит "обкрадываете"? А как же детям предлагать литературу? Я обожаю детскую литературу. И не читать её нельзя учителю литературы в том числе.

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, детские и подростковые книги люблю. Особенно хорошие. Мне кажется, что так мой читательский багаж только шире, а мир ярче на детские впечатления и открытия.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна! Какие интересные книги появились в вашей школьной библиотеке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, школьная библиотека давно никак не комплектуется, к сожалению. Книги покупаю сама. Читаю их и приношу в библиотеку. Книга, по моему глубокому убеждению, работать должна, а не стоять на полке. Поэтому личной библиотеки у меня практически нет. Все отдаю в библиотеки.

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, спасибо за отзыв! Вот ещё одна версия дома - "ходячий замок". Я тоже сегодня опубликовала отзыв о книге Маши Трауб "Продаётся дом с дедушкой".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как оказалось, версий "дома" существует множество - на любой вкус. Только читай.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Эта книга есть на моей книжной полке. Читала дочь, я - нет. Как-то не тянет.
    Спасибо Вам за отзыв!
    Наверное, из книги я тоже выросла, как и Вы.
    А вот мультфильм, может, и посмотрю ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Книгу уже предложила девочке-подростку. И про мультфильм рассказала. Просила потом со мной мнением поделиться. Узнаю, что думают дети о сказке.

      Удалить