Но постойте, пока что у сада нет имени! Сначала всё большое семейство переедет в новую квартиру - в огромном доме на много-много этажей. Потом в тяжеленном ящике с фотографиями найдётся снимок Трофима Савоськина - 19-летний прадед позирует на улицах Берлина в мае 1945-го. Васька заочно влюбится в деда-героя и всем вокруг о нём расскажет. А вот затем Свету и троих мальчишек ждёт большое испытание - им предстоит защищать родину!
События в книге развиваются в современном времени.
Многодетная семья (мама, папа, Света и три её младших брата – Глеб, Васька и
маленький Сашка) получает квартиру в многоэтажке нового жилого района. Их же
старый дом пока еще не снесён, как и другие ветхие домишки на улице. Именно их
дети и взрослые зовут «родиной», именно сюда тянет героев и по ней они скучают.
Остались сады и огороды. А ещё тайны на чердаках заброшенных домов. Мне это
напомнило фильм «Белые росы»: та
же атмосфера смены не только места жительства, но и самой жизни.
На старом чердаке находится «тяжелючий ящик непонятно с чем».
«Стенки внутри были обиты то ли железом, то ли толстой фольгой, а внутри лежали
какие-то старинные бумаги». «Оказывается, это бумаги всей нашей семьи:
фотографии, дневники, письма. Лет за сто. Ладно, не за сто, лет за восемьдесят».
Среди бумаг мама находит фотографию. «У какой-то серой
высокой стены стояли серые солдаты, человек пятнадцать. Непонятно, в какое
время года их фотографировали: кто-то в телогрейке, кто-то в гимнастёрке, а
один – в кожаном пальто. Ног не видно, и непонятно, что у них под ногами – снег
ли простая земля. Самым первым стоял солдат в телогрейке. Он застегнул её на
все пуговицы, зато пилотка едва сидела на голове, из последних сил. Наверное,
если бы она была человеком, то давно бы уже соскочила с его головы и сбежала. И
сам он, похоже, хотел куда-нибудь бежать, но почему-то стоял перед фотографом.
Но смотрел не в объектив, а куда-то выше, поднял подбородок, вытянул шею». Этот
солдат – двоюродный прадед Трофим Савоськин. На фотографии Берлин «почти перед
самым Днём Победы» и Трофиму всего девятнадцать.
Логически здесь и далее по тексту должна быть история
Трофима Савоськина. Но повествование ведётся от лица девочки-подростка
Светланы. И видим мы жизнь Светы: школа, братья, мама и папа, лыжная вылазка,
рыбалка, летний лагерь. Историей прадеда живут мама, дочь героя Рая и Васька,
что рассказывает в школе на различных мероприятиях про своего предка. И история
Трофима Савоськина, как то ружьё на стене – выстреливает, только не один, а
раза три за повесть. Так, чтобы не забыли, что это вроде главный лейтмотив повести.
В Берлине девятнадцатилетний Трофим Савоськин водрузил
самодельное знамя на Рейхстаге. Но официальными знаменосцами победного знамени
оказались другие. После войны рассказам Трофима о подвиге не верили, он стал
пить, был очень тяжёлым человеком для родных и близких. Автор Мария Ботева в
послесловии рассуждает о том, что стало причиной сломанной судьбы героя книги и
его прототипа – Григория Булатова. Да простит меня давно почивший фронтовик, но
причиной тому «медные трубы», которым он не смог противостоять.
Мои бабушка и дедушка были ветеранами войны. Я с детства знала,
что каждый, кто защищал Родину в ту лихую годину – герой. Для меня противостояние
смерти ради жизни – это уже подвиг. Четыре года голода, холода, болезней, ран и
жизни на пределе возможностей – всё это вызвало чувство преклонения перед
фронтовиками. А Григорий Булатов хотел, чтобы его имя вошло в историю, как имена
Егорова и Кантарии. Он хотел быть «официальным»
героем. По мне, так его сломало именно это
обстоятельство, и винить в этом власть и государство, на что намекает автор,
это признак слабости. Очень мало кто проходит испытание «огнём, водой и медными
трубами». Слаб человек. Беда это его, не вина.
Ещё из странностей о-о-о-чень странная первая глава «Мама
сбегает на родину». Первое предложение
главы «Мы несли нашу маму на одеяле». Зимой четверо детей несут маму к старому дому
сначала на одеяле, потом на санках. Всю главу складывается ощущение, что мама
либо больна, либо инвалид. Во второй же
главе немощи мамы как не бывало. И что это было?
А «защита родины» - это попытка предотвратить снесение старых
домов, превратив их в «сад имени т.с.» (имени
Трофима Савоськина). По аннотации же кажется, что речь идёт о боевых
действиях за Родину. Автору аннотации нужно награду вручить по типу «Золотой
малины» за запутывание следов и сбивание с толку будущих читателей.
Всю книгу приходится вчитываться. Язык лёгкий, но повествование
рваное, похожее на дневниковые записи подростка: события скачут, эмоции как на
качелях.
Так всё же о чём книга? Если о том, что непризнанный
официально подвиг есть причина для сломленной жизни, то автор обесценивает и
подвиг, и саму жизнь своего героя.
Скорее это повесть о жизни большой семьи глазами девочки-подростка:
её прошлое и настоящее, героическое и разочаровывающее.
Книгу купила, ориентируясь на положительные отзывы на сайте интернет-магазина «Лабиринт». Зря. С этой книгой автора не срослось. Нужно попробовать что-нибудь ещё.
Татьяна Владимировна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьДоверяю вашему профессиональному мнению!
Книгу эту видела в "Лабиринте" тоже и чуть не купилась на акцию, по которой книгу продавали. Но... не купила.
Теперь точно не приобрету.
Для меня стали главными Ваши следующие слова: "Если о том, что непризнанный официально подвиг есть причина для сломленной жизни, то автор обесценивает и подвиг, и саму жизнь своего героя".
Спасибо за искренность!
Спасибо за очень интересный отзыв!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! У меня перестали складываться отношения с подростковыми книгами. Чувствую себя брюзгой вечно недовольной.
УдалитьКак сказала моя коллега: "Сейчас писателей больше, чем читателей". Стало много конъюнктуры в книгах, маркетинговых ходов, модных мыслей - нужно читателя как-то привлечь. А еще нарочитой назидательности, что даже в советских книгах не было так откровенно и навязчиво. А подростки либо очень мало, либо совсем не читают такую литературу. И я их понимаю.