Что? Читательский дневник школьного библиотекаря

О чём? Отзывы о прочитанном. Герои книги. Биография автора и его творчество. Письмо автору/герою книги. Цитаты. Словарь неизвестных слов. Факты, даты, имена, что-то интересное. Книги, упоминаемые в произведении. Художник и иллюстрации к книге. Ассоциации, кластеры, облака слов, синквейны. Интеллект-карты. Карты стран, городов, вымышленных и настоящих. Эскизы жилищ или одежды героев. Рецепты блюд, упоминаемых в книге. Кроссворды, игры, викторины по книге.

Зачем? Осмысление прочитанного. Заметки для работы. Улучшение памяти.

Почему именно так? Мой дневник – мои правила!

Любители книги и чтения

пятница, 27 мая 2022 г.

Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. "52-е февраля" (16+)

Аннотация:
Вы обсуждаете в своей семье "страшные" темы? Рассказывали ли мама и папа, как у них впервые произошло "это"? И вообще: вы часто общаетесь? Не "Как дела"? - "Нормально" - "Что в школе?" - "Нормально", а по душам? Нет? Это потому, что у вас никогда не случалось 52-е февраля. А у героев повести "52-е февраля" случилось.
Авторы признаются, что они так и не научились говорить со своими детьми о первой любви. Но у вас, может быть, получится.
Жанр: повесть
Серия: "Время - детство"
Издательство: "Время"
Количество страниц:  128 стр.
Вид: электронная
Источник: Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи. ЛитРес

Непричёсанные мысли

Случился природный коллапс: город завалило снегом. "Это не март. Это бесконечный февраль какой-то. Пятьдесят второе февраля".  «Легла» мобильная сеть, город лишился света, замело дороги. Кто-то, как мама и Динка, а ещё Тёмка и его отец, сначала пытаются осознать ситуацию, а потом, оказавшись по своим делам на улице, начинают помогать тем, кто в такую погоду попал в бедственное положение.

То ли погода, то ли настроение такое, что располагает к погружению в воспоминания, но и мама Динки и отец Тёмки вдруг начинают вспоминать свою первую любовь. И вспоминают они не только первые взгляды и первые робкие касания, но и своё тогдашнее отношение к тому, что вслух сексом никто не называл (помните же, что в СССР секса не было). Любопытство, брезгливость (мама и папа этим точно не занимаются), бунт гормонов (и сопутствующие этому проблемы, о которых вслух никто не говорит), и то, что первая любовь далеко не всегда заканчивается свадьбой.

А всё почему? А потому, что детям по пятнадцать, и у них, что интуитивно чувствуют родители, те самые первые влюблённости и отношения, что вот-вот перейдут грань запретного. А как об этом говорить со своим ребёнком не знает ни мама Динки, ни папа Тёмы.

Моя консервативная часть сопротивляется подобному откровенному разговору в художественных книгах. Зато разумная говорит: «Почему нет? Детям нужно об этом рассказывать. Только как?». Конфликт внутри длился ровно до того времени, как мама Динки решила написать в письме своей дочери о том, что её волнует.

Вот это письмо:

"Динка!
Мне страшно начать этот разговор, хотя давно уже пора. Тебе уже 15, и я боюсь, что опоздала.
Самое страшное, что я не знаю, что говорить. Я не умею разговаривать с детьми о сексе. Я не знаю, как это делается. Со мной об этом не говорили, со мной об этом даже не молчали…
Динка, я тебе сегодня целый день что-то рассказываю, но на самом деле у меня полный сумбур в голове.
Я не знаю, что я должна тебе сказать.
Наверное, что "Ай-яй-яй!".
А на самом деле - что "Ай-яй-яй!"? Я помню себя в 15 и помню, что все запреты не имеют никакого значения, потому что хочется.
И хочется так, что голову сносит.
Не буду врать, что я в твои годы о сексе не думала. Думала, и ещё как. Но мне кажется, что я была умнее и ответственнее, а ты совсем ещё ребенок. Не обижайся, ладно? Вот твоя бабушка до сих пор считает ребёнком меня.
Динка, милая! Я очень за тебя боюсь. Боюсь, что тебя кто-то обидит, боюсь, что тобой воспользуются, боюсь, что ты сделаешь что-то такое, о чём будешь жалеть.
А с другой стороны, это же и есть жизнь. Если бы мы все всегда поступали правильно, то никогда бы не узнали, что правильно на самом деле.
Я сейчас с трудом привыкаю к тому, что не проживу жизнь за тебя. Не смогу уберечь от всего. И, наверное, нужно смириться с тем, что ты имеешь право наделать своих ошибок.
Но я хотела с тобой о сексе поговорить…
Единственное, что пока приходит мне в голову - рассказ о том, что нужно предохраняться.
Потому что… Ай, не буду тебя грузить. Я думаю, ты и сама всё понимаешь.
И главное.
Я буду тебя любить независимо от того, спишь ты с кем-то или нет.
И ещё главнее.
Со всеми проблемами ты всегда можешь прийти ко мне.
Это ломает шаблоны, да?
Но мне кажется, что их нужно ломать. Их давно нужно сломать…
Я тебя люблю!"

Лично для меня книга разделилась на две части. «Снежная» её часть со спасением города от бедствия написана легко и свободно. Зато та самая, про любовь, скованно и стыдливо. Авторы сами признались, что не умеют об этом говорить вслух. А кто из нас умеет? Если эта книга проложит мостик между взрослыми и детьми, и расскажет подросткам о том, что родителей волнует в их взрослении, может жить всем станет чуточку легче.

На книге стоит возрастной ценз 12+. Формально закон соблюдён, никаких подробностей в книге нет, но я всё же подняла бы его до 16+. Да и героям в книге не двенадцать, а пятнадцать. Всё же три года это много.

4 комментария:

  1. Спасибо за отзыв, Татьяна Владимировна. Много слышала об этой книге, но сама еще не читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, с творчеством этих авторов знакома мало. Несколько раз пробовала читать разные книги, но чтение не ладилось. Надеюсь всё же с книгами тандема "подружиться".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Книги белорусских авторов я читала с огромным удовольствием ("Я хочу в школу!", "Время всегда хорошее"). С этой повестью не знакома.
    Вы правы: вопросы, поднятые в книге, щепетильные. Как правильно разговаривать с детьми об этом... Не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Это сложные для меня авторы. Но я стараюсь с ними "подружиться".

      Удалить