Городок Мильхенбург расположился в долине, которую со всех
сторон окружают горы. Город рекой разделён на две части. «В нашем маленьком городке не одна фабрика
сладостей, а целых две. На первой, стоящей на правом берегу Реки, делают вафли,
на второй, на левом берегу, - шоколад. Поэтому жители между собой называют
правый берег – Вафельным, а левый – Шоколадным. И между этими берегами издавна
существуют своего рода ревность и соревнование – шутливые, конечно». И так
продолжалась бы и дальше, если бы в город не приехала новая учительница Доротея Нансен.
Сначала она возродила уроки гимнастики в школе, потом открыла секцию восточных
единоборств. Подростки, пришедшие в секцию, стали Воинами Железного Кулака. «Воин
Кулака – дети с увлечением повторяли слова Доротеи – уважает силу воли и
презирает слабость. У него есть цель в жизни, он настойчиво идёт к ней и каждую
минуту использует для того, чтобы эту цель приблизить. Он всегда сосредоточен и
готов к действию. Он не позволяет себе расхлябанности и небрежности. А значит –
не может не выучить уроков, не подготовиться к контрольной, забыть дома учебник
или тетрадь. Даже небрежной одежды воин не может себе позволить – иначе он не
воин, а размазня!» Красиво! Но… Воину нужен враг. А если врага нет, то его нужно
придумать.
Кто-то сознательно провоцирует различные беспорядки, ссорит
два берега. Воины Кулака сначала ставят пропускной пост на мосту, соединяющем два берега,
потом начинают патрулировать улицы и устанавливать свои порядки. На их сторону
становится газета «Вафельные ведомости». На два лагеря делятся и взрослые.
Автор рассказывает тот самый «Рецепт одной войны», рецепт разжигания экстремизма/фашизма
в отдельно взятом городе. Мы наблюдаем, как промываются мозги прессой, как
шуточная некогда зависть превращается во вражду, как белое подменяется чёрным,
и если ты не согласен с этим – ты предатель и враг.
Вот эта тема романа очень сильная. Так страшно понимать, что очень просто разжечь любую войну.
Я посмотрела ролик, записанный автором для РГДБ, и ролики,
записанные библиотекарями, рекламирующими книгу. Все они рассказывают в основном об
этой теме книги. Коллеги, Вы книгу-то до конца прочитали, или только аннотацию?
Там же есть ещё первая любовь между пятнадцатилетней Жюли (уроженки Вафельного берега)
и шестнадцатилетнего Жан-Жака (с берега Шоколадников). И мне их история вот
вообще не напомнила историю Ромео и Джульетты, на которую намекал автор. Хотя
автор в своём видеообращении и утверждает, что любовь – это хорошо, но я ему не
верю. И не только потому, что герои с противоборствующих берегов и их любовь
становится «камнем в горле» у одного из Воинов Железного Кулака, что предсказуемо приводит к череде крайне неприятных и даже страшных событий.
Жюли влюбляется и превращается в восторженную дурочку. Ежеминутно строчит эсэмэски, бесконечно названивает своему возлюбленному, а уж диалоги… Ну хорошо, я допускаю, что пятнадцатилетние девочки так себя и ведут, когда влюбляются. Что меня сильно эмоционально покоробило, так это откровенная пошлость некоторых сцен. После первого свидания Жюли просит свою одноклассницу Стеллу научить её целоваться. И прямо в школе, в гардеробе, одна девочка учит целоваться другую. А потом спустя время они обсуждают способы предохранения, и опытная Стелла говорит, что использует таблетки.
Я напомню,
книга маркирована как 12+. Слово «секс» не произносится ни разу, интимных
подробностей нет, но книга совсем не для подростков от тринадцати, как написано
в аннотации. Да, в сегодняшнюю картину мира шестнадцатилетних это вполне
вписывается (с доступностью всяческой информации в интернете, в особенности),
но ведь книги на то и пишутся, чтобы читатель над ними задумывался. По крайней
мере, подростковые точно. И нет, в романе не утверждается, что всё это норма,
но всё это какое-то обыденное, что ли. И да, я не рискну дать эту книгу своим
читателям – меня тут же уволят родители.
История заканчивается трагически, хотя автор и пытается
представить конец сказочным (с чего бы, если вся история абсолютно реальная?).
Собственно поведение Жюли в течение всего романа и её противостояние с Воином Железного
Кулака Куртом Ридлем не оставляет нас в сомнениях, что всё может закончиться
именно так.
А если серьёзно, то эту книгу я бы советовала читать взрослым. Подростки так легко попадают под влияние подобных «Доротей» далеко не случайно. Асоциальные семьи, низкий уровень интеллекта, зависть к успешным – и всё. И вот ты уже Воин Железного Кулака. А там и до нового возрождения фашизма рукой подать.
Какие интересные книги вы читаете!!!
ОтветитьУдалитьЭта книга, Ирина Михайловна, достаточно сложная и неоднозначная. Но о потраченном времени не жалею.
УдалитьТатьяна Владимировна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьУдивительно, как библиотекари некоторые невнимательно читают книги. Вам спасибо за честность! Вот и я иногда думаю, что некоторые дальше аннотации и не ходят.
Пошлость не приемлю и я. Как Вы думаете, почему же тогда эта книга стала лауреатом премии?
Спасибо за искренность, которая присутствует в Ваших отзывах всегда!
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьКнига поднимает тему экстремизма/фашизма. На эту тему очень сложно писать для подростков и юношества. И с этим автор блестяще справился. Может потому и лауреат Крапивинской премии.